Литература
Суббота, 24.06.2017, 08:28
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 8 » «Веленью Божню, о муза, будь послушна,.,» (по произведениям А. С. Пушкина)
16:36
«Веленью Божню, о муза, будь послушна,.,» (по произведениям А. С. Пушкина)

«Веленью Божню, о муза, будь послушна,.,»

(по произведениям А. С. Пушкина)

Тема поэта и поэзии традиционна в русской классической литературе» и ее истоки уходят в мировую литературу. Обращаясь к ней» Пушкин как бы ведет диалог с поэтами-предшествен­никами: Горацием, Овидием, Ломоносовым и Державиным. Эта тема проходит через все твор­чество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу (1814), а одним из последних — «Я памятник се­бе воздвиг нерукотворный...» (1836). В своей ли­рике Пушкин размышляет о личности поэта, о его месте в мире, об отношениях поэта и обще­ства, о творческом процессе.

По представлениям того времени, поэт — это необыкновенная личность, непохожая на всех других. Он избранник богов, и свою способность к поэтическому вдохновению он получает в дар от жителей неба. В лицейском стихотворении «Городок», написанном в 1815 году, юный поэт с восторгом говорит о тех счастливцах, которые получают лиру в качестве бесценного дара от Фе­ба, или Аполлона, покровителя поэзии. Способ­ность к творчеству приравнивает поэта к бес­смертным богам и превозносит его над обычными людьми.

Уникальна не только личность поэта, уни­кальна также миссия, которую он исполняет в современном обществе. Его назначение — быть пророком- По библейской традиции, пророк — это человек, знавший волю всевышнего Бога и провозглашавший ее окружающим людям и да­же царям, сильным мира сего, если они наруша­ли нравственные законы, В этом заключалось служение пророка, часто связанное с большой опасностью и требовавшее огромного граж­данского мужества. Чтобы быть способным исполнять эту миссию, поэт должен быть посвя­щенным,

В стихотворении «Пророк»» написанном по пути из Михайловского в Москву в 1826 году, в символической форме изображено посвящение, через которое проходит человек, томимый духов­ной жаждой. В результате мучительных и чудот­ворных действий, совершаемых над ним шести­крылым серафимом, он обретает способности, которых нет у обычных, непосвященных людей. Его зрению и слуху становится доступно все, что происходит в небесах, в морской пучине и на земле. Кроме того, он получает дар выразить в слове все, что доступно его восприятию, и горя­щее сердце, неравнодушное к окружающему ми­ру. В конце концов сам Бог дает поручение поэ­ту-пророку идти и  глаголом жечь сердца лю­дей.

Пушкина уже рано начинает волновать про­блема взаимоотношений поэта с властью. Ему не­безразлично, какую позицию должен занять пе­ред лицом земного владыки тот, кто исполняет волю небес. В стихотворении «К Н. Я. Плюско-вой поэт отказывается хвалить «земных богов, кадить им «кадилом лести. Назначение его поэзии — славить свободу, а его «неподкупный голос становится «эхом русского народа, выра­жением его самосознания.

Хотя в обычной жизни поэт ничем не отлича­ется от заурядных людей и внешне он такой же, как все, но часто его поведение оказывается зага­дочным и немотивированным с точки зрения че­ловека толпы. В стихотворении «Поэт 1827 года поэт так же, как и все окружающие его люди, «малодушно погружен» «в заботы суетного све­та, и он даже может казаться самым ничтож­ным из всех ничтожных детей этого мира. Но это только до тех пор, пока Аполлон не призовет своего избранника к служению. Послушный гласу Бога» поэт откликается на призыв свыше, по­нятный только ему одному. Его больше не удов­летворяет обычная жизнь, он бежит от привыч­ных забав, оставляя все то, чему поклоняется толпа: «К ногам народного кумира / Не клонит гордой головы»» «Дикий и суровый», он погру­жается в свои творческие думы, стремится к оди­ночеству, к свободе от повседневности с ее суетой.

Следуя воле небес, поэт оказывается противо­стоящим не только земным владыкам, но и тол­пе, «тупой черни», которая не способна постичь глубинный смысл его творений, вдохновленных свыше. В конце двадцатых годов между Пушки­ным, желавшим стремительно идти вперед в сво­их творческих поисках, и читательской публи­кой появилось взаимонепонимание. В стихотво­рении «Поэт и толпа», противопоставляя поэта «тупой черни», автор еще раз подчеркивает, что он сын небес и ему ведомо то, что заурядный че­ловек не способен понять в силу своей ограничен­ности. Отстаивая свободу творчества и право ху­дожника самому определять свой путь, Пушкин смело дает отпор тем, кто грубо пытается вме­шаться в его творческий процесс,

Отвергая любые формы зависимости творче­ской личности от мнений толпы, в стихотворе­нии Поэту>> Пушкин провозглашает, что поэт — это также царь, который не обязан считаться с точкой зрения непосвященных в таинства поэти­ческого искусства. Он свободен следовать за уст­ремлениями своего пытливого ума, жаждущего проникнуть в тайны бытия. Любовь и признание народа, известность и слава не могут быть его целью. Он не должен стремиться к ним в качест­ве своей награды Чувство внутреннего удовлет­ворения самого художника — вот к чему должен стремиться поэт, не останавливаясь даже оеред бранью толпы.

Вдохновение, во власти которого находится поэт, ценится очень дорого, и оно не продается. Неподкупность и бескорыстие должны быть при­сущи тому, кто хочет говорить истину, Пушкин достаточно рано столкнулся с такой щекотливой проблемой, как необходимость совместить твор­ческую независимость с правом получать деньги за свой труд. В стихотворении «Разговор книго­продавца с поэтом, написанном еще в Михай­ловском в 1824 году, он соглашается с тем, что «не продается вдохновенье», но добавляет, что «можно рукопись продать», то есть издать ее на выгодных для автора условиях. Совесть поэта ос­тается неподкупной. Однако, живя в век господ­ства денежных отношений, он должен получать достойную плату за свой труд, иначе он не смо­жет сохранить свою свободу.

Рождение стихов — это таинствен вый про­цесс, происходящий в глубине творческой лич­ности, в его «святая святых». В отрывке «Осень», позднем стихотворение написанном в 1833 году, Пушкин изобразил то лирическое вол­нение, которое испытывает душа поэта в момент творческого акта, как она «трепещет и звучит и стремится излиться «свободным проявленьем», как в голове поэта рождаются мысли, которые затем облекаются в рифмы. Иными словами, он описал тот загадочный процесс творчества, в ре­зультате которого появляются стихи.

Упоение гармонией, полетом творческой фан­тазии — это те радости, которые Пушкин ценил в жизни превыше всего. В позднем стихотворении «Элегия» именно с творчеством поэт связывает грядущие наслаждения, которые помогут ему преодолеть усталость жизни, настроения тоски и отчаяния.

Оглядываясь на свой творческий путь в стихо­творении Я памятник себе воздвиг нерукотвор­ный..., написанном незадолго до смерти, Пушкин гордится тем, что он соответствовал высоко­му идеалу поэта, провозглашенному им в поэти­ческих манифестах. Он мужественно совершил свой «подвиг благородный», следуя голосу совес­ти и призванию поэта. Последняя строфа этого стихотворения звучит как завещание русской поэзии:

   Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.
Просмотров: 581 | Добавил: $Andrei$ | Теги: » (по произведениям А. С. Пушкина), «Веленью Божню, будь послушна, о муза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика