Литература
Пятница, 26.04.2024, 14:01
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 8 » Жизненные идеалы и нравственный облик Чичикова
15:56
Жизненные идеалы и нравственный облик Чичикова

Жизненные идеалы и нравственный облик Чичикова

Поставив перед собой задачу «показать хотя бы с одного бока всю Россию», Гоголь создает об­раз предпринимателя-авантюриста, до него по­чти неизвестный в русской литературе. Гоголь одним из первых заметил, что современный век — это век меркантильных отношений, когда мате­риальное богатство становится мерилом всех ценностей в человеческой жизни. В России того времени появляется тип нового человека — при­обретателя, целью жизненных устремлений ко­торого оказываются деньги. Чтобы создать худо­жественный образ, отражающий русскую действительностъ первой трети XIX века, Гоголь пользуется богатой традицией плутовского рома­на, в центре которого был герой низкого проис­хождения, пройдоха и обманщик, стремящийся извлечь выгоду из своих авантюр»

В противоположность добродетельному персо­нажу классицистических романов, а также ге­рою романтических и светских повестей Чичи­ков не обладал ни благородством характера, ни знатностью происхождения. Определяя тип ге­роя, с которым автору предстояло идти долго ру­ка об руку, он называет его «подлецом». Слово «подлец» имеет несколько значений. Оно обозна­чает и человека низкого происхождения, выход­ца из черни, и того, кто для достижения цели го­тов на все. Таким образом, центральной фигу­рой поэмы Гоголя становится не высокий герой» а антигерой. Результатом воспитания, которое получал высокий герой, становилась честь. Чи­чиков же проделывает путь «антивоспитания», результатом которого становится «античесть». Вместо высокого кодекса морали он усваивает искусство жизни среди невзгод и злоключений.

Житейский опыт Чичикова, приобретенный им еще в доме отца, приучал его полагать свое счастье в материальном достатке— этой несом­ненной реальности, а не в чести — пустой види­мости. Напутствуя своего сына при поступлении в училище, отец дает ему драгоценные наставле­ния, которым Павлуша будет следовать ьсю жизнь. Прежде всего отец советует сыну «угож­дать учителям и начальникам». Это даст ему воз­можность опередить всех, даже не имея таланта или способности к науке. Затем отец, не видя пользы в дружбе, советует ему не водиться с то­варищами или, если на то пошло, водиться с те­ми, которые побогаче, чтобы они могли быть по­лезными при случае. Не угощать и не потчевать никого, а вести себя так, чтобы его угощали, — еще одно пожелание отца сыну. И наконец, са­мый ценный совет заключается в том, чтобы «больше всего беречь и копить копейку: эта вещь надежнее всего на свете». «Товарищ или при­ятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете ко­пейкой ««.

Уже первые шаги самостоятельной жизни го­голевского героя обнаружили в нем практиче­ский ум и способность к самоотверженности ради накопления денег. Не издержав на лакомства ни копейки из полученной от отца полтины меди, он в тот же год сделал к ней приращение. Поражает его изобретательность и предприимчивость в спо­собах добычи денег. Он слепил из воска снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Покупал на рынке съестное и садился возле тех, кто побогаче, соблазняя их пряником или булкой. Когда же они чувствовали голод, он брал с них деньги, соображаясь с их аппетитом. Обнаружив удиви­тельное терпение, он два месяца провозился с мышью, научив ее вставать и ложиться по приказу, чтобы потом выгодно продать» Вырученные от этих спекуляций деньги, он зашил в мешочек и стал копить другой.

Изобретательность в отношении способов до­бычи денег станет его отличительной чертой в дальнейшем. Не участвуй он сам в предприятии с путешествием испанских баранов через грани­цу, никому бы не удалось привести в исполнение подобное дело. Мысль о скупке мертвых душ, пришедшая ему в голову, была настолько нео­бычной, что он не сомневался в ее успехе хотя бы потому, что никто не поверил бы в возможность такого предприятия.

«В отношении к начальству он повел себя еще умнее &, — говорит автор. Его послушание в учи­лище было беспримерным. Чтобы угодить своему учителю, не любившему слишком живых и ост­рых мальчиков, он был способен во время урока сидеть, не шевельнув ни глазом, ни бровью, как ни щипали его сзади. Сразу после урока он пода­вал учителю треух, а по дороге домой он три раза попадался ему на глаза, беспрестанно снимая шапку. Все это помогло ему в училище быть на отличном счету, по окончании его получить от­личный аттестат и «книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное пове­дение».

Но вот случилась беда с учителем, отличав­шим Павлушу от других и ставившим его в при­мер остальным ученикам. Бывшие ученики, ум­ники и остряки, которых этот учитель не любил, подозревая в непокорности и заносчивом поведе­нии, собрали средства, необходимые для помощи ему» Один только Чичиков отказался помочь своему учителю, пожалев накопленные им день­ги. «Надул, сильно надул...» — скажет учитель, узнав о поступке своего любимого ученика. Эти слова будут сопровождать Павла Ивановича всю жизнь.

Следующий, кого Павел Иванович ловко обве­дет вокруг пальца, чтобы получить более высо­кую должность, — это суровый повытчик, под началом которого он служил. Ничего не добив­шись угождением своему неприступному началь­нику, Чичиков ловко использует его некрасивую дочь, притворившись влюбленным в нее. Однако получив новую должность, он забывает о свадьбе и тут же переезжает на другую квартиру. Бес­принципность и даже цинизм обнаруживаются в этих поступках героя, готового использовать лю­бые способы ради успеха в карьере,

Служба для Чичикова была хлебным местеч­ком, за счет которого он мог кормиться с по­мощью взяток и казнокрадства. Когда начались преследования взяток, он не испугался и обратил их в свою пользу, обнаружив «прямо русскую изобретательность», Устроив все так, чтобы взят­ки брали писари и секретари и делились с ним как со столоначальником, Чичиков сохранил ре­путацию честного и неподкупного человека. Ока­завшись одним из наиболее деятельных членов комиссии, образованной для постройки како­го-то казенного дома, он сколотил себе хороший капитал. А задуманная Чичиковым афера с бра-бантскими кружевами, когда он служил на та­можне, давала ему возможность скопить в один год такой капитал, какого он не заработал бы за двадцать лет ревностной службы. Разоблачен­ный своим товарищем, он искренне недоумевал» почему пострадал именно он. Ведь на должности никто не зевает, все приобретают. В его представ­лении, должность для того и существует, чтобы наживаться,

Однако он не был скрягой или скупцом, лю­бившим деньги ради денег и отказывавшим себе во всем ради одного только накопительства. Впе­реди ему мерещилась жизнь во всех удовольстви­ях, со всяким достатком, экипажи, отлично уст­роенный дом, вкусные обеды. Он даже помыш­лял о женитьбе и заботился о своем будущем потомстве. Ради этого он готов был терпеть все­возможные ограничения и лишения» все побе­дить, все преодолеть.

Мысли о возможном браке, как и все осталь­ное, в уме Павла Ивановича сопровождались ма­териальными расчетами. Встретив случайно по дороге к Собакевичу незнакомую ему девушку, впоследствии оказавшуюся дочерью губернато­ра, которая поразила его своей молодостью и све­жестью, он подумал, что она могла бы быть лако­мым кусочком, если за ней дадут «тысячонок двести приданого».

Удивительна непреодолимая сила характера Чичикова, его способность не растеряться под сокрушительными ударами судьбы, готовность на­чать все сначала, вооружиться терпением, вновь ограничить себя во всем, вновь вести трудную жизнь. Свое философское отношение к преврат­ностям судьбы он выразил словами пословиц: «Зацепил— поволок, сорвалось— не спраши­вай. Плачем горю не пособить, нужно дело де­лать» . Готовность на любые авантюры ради денег делает Чичикова поистине «героем копейки», «рыцарем наживы».

Ниспровергнутый в очередной раз в общест­венном мнении, но не разоблаченный, Чичиков благополучно покидает губернский город, увозя с собой купчие на двести с лишним ревизских душ, которые он собирается заложить в опекун­ский совет и получить за них четыреста тысяч капитала. Этот капитал должен стать основой процветания для него самого и его потомства. Чичикова, торгующего ничем и покупающего ничто, не беспокоит отсутствие логики в его стремлении построить свое благополучие на пус­том месте.

Созданный Гоголем образ нового человека, по­явившегося в русской действительности, не яв­ляется добродетельным, способным к самоотвер­женным поступкам ради высоких идеалов. Это хитрый плут, совершающий свои проделки в об­манывающем и обманутом мире. Он как зеркало, в котором отражается неблагополучное состоя­ние социальной и духовной жизни нации.

Просмотров: 1404 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Жизненные идеалы и нравственный обл | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика