Литература
Пятница, 29.11.2024, 22:59
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1349
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Сентябрь » 2 » А. А. БЛОК (1880-1921)
22:11
А. А. БЛОК (1880-1921)

А. А. БЛОК (1880-1921)

ПОЛОЖЕНИЯ МИНИМУМА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Необходимо прочесть некоторые стихотворения А. А. Блока; два-три знать наизусть. Знать основные темы лирики, содер­жание трех томов поэтической трилогии Блока. Понимать, в чем заключаются художественные особенности лирики А. А. Блока. Прочесть и знать проблематику поэмы А. А. Бло­ка «Двенадцать». Поэтическое новаторство поэмы. Основные факты жизни и творчества А. А. Блока. Вклад А. А. Блока в русскую поэзию и культуру.

Понятия, которые важно усвоить в связи с изучением твор­чества А. Блока:

    символизм в творчестве А. Блока;

    образ Вечной Женственности;

    тема России в творчестве А. Блока;

    поэтическое новаторство в поэме «Двенадцать».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА (КОНСПЕКТ)

Родился в Петербурге. Окончил филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Всю жизнь посвятил со­чинительству. Признан одним из самых значительных русских поэтов. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

А. А. Блок — автор многих стихотворений и поэтических циклов, но о его писательском пути приходится говорить не как об этапах творческой биографии, но как о собрании стихотворе­ний, объединенных в три тома. Такова была воля самого автора.

В начале 1910-х годов, уже будучи автором многих стихо­творений, в том числе цикла «Стихов о Прекрасной Даме», Блок приступает к подготовке собрания стихотворений, которые, по его замыслу, должны быть объединены в три тома и все вместе составить автобиографический роман в стихах. В предисловии он писал: «...Каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга часть трилогии; всю трилогию я могу назвать „романом в сти­хах", она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан...».

В первый том «Собрания стихотворений» вошел цикл сти­хов «Ап1е Ьисет» («Перед светом»), «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». Ощущением присутствия или приближения некое­го мистического откровения пронизан этот том. Во второй том вошли циклы «Снежная маска», «Фаина», «Город». Настрое­ние этого тома иное — вторгаются смятение, тема несбывшихся ожиданий, настроение тревоги, которое усилится в третьем томе. В него вопит циклы «Возмездие», «Страшный мир», «Кармен», «Итальянские стихи», «На поле Куликовом».

В стихах третьего тома важны размышления Блока о про­шлом, настоящем и грядущем России. В январе 1918 года Бло­ком была написана поэма «Двенадцать», первая поэма о рево­люции, поразившая современников не только своим содержа­нием, но и глубоко новаторским характером.

даты жизни и творчества

1880 год, 16 (28) ноября — родился Александр Блок.

1898 год — «с января уже начались стихи в изрядном количе­стве». Лирика 1898 года частично войдет в «первый том» «лирической трилогии» Блока.

1900 год — углубляются духовная жизнь и работа над стихами «Начинается чтение книг; история философии. Мистика на­чинается... Решено окончательно, что я перейду на филоло­гический факультет». «Она (то есть Л. Д. Менделеева и ли­рическая героиня стихов Блока. — Авт.) продолжает мед­ленно принимать неземные черты».

1903 год — первые публикации стихов Блока, в августе — вен­чание с Л. Д. Менделеевой.

1908 год — в религиозно-философском обществе А. Блок де­лает доклад «Интеллигенция и народ», текст которого стал основой статьи. Доклад вызвал противоречивые отклики. Тема России и народа становится программной в творчест­ве Блока.

1910 год — издательство «Мусагет» предлагает издать собрание стихотворений, так постепенно оформляется замысел созда­ния «лирической трилогии», вышедшей в 1911—1912 годах. Издание переработано и снова вышло в 1916 году.

1918 год — создание поэмы «Двенадцать», ее издание, как и статьи «Интеллигенция и революция», стихотворения «Ски­фы». Многие близкие поэту люди отвернулись от него. Очень трудный год для поэта.

1921 год, 7 августа — Александр Блок умер.


образ вечной женственности

Вечная женственность — этот образ возникает в «Стихах о Пре­красной Даме».

Образ, связанный с именем русского философа В. Соловьева, который прозревал Божественную основу мира и «полноту доб­ра и истины», «нетленное сияние красоты», Мировую Душу связывал с неким мировым женственным началом и образом Софии Премудрости Божией. Для Соловьева Вечная Женствен­ность — небесная сущность, ангел-хранитель земли, грядущее явление Божества. Явление, приход Вечной Женственности, должен, по мысли Соловьева, преобразить мир на началах ис­тины, добра и красоты. Важно, что земная любовь имеет высо­кий смысл, только если проявляется как Вечная Женственность. Вот почему цикл стихов А. Блока, связанный с любовным пере­живанием, книга «Стихи о Прекрасной Даме» обращен, может быть, не столько к земной женщине, сколько к Владычице Все­ленной, воплотившейся в земной женщине — для Блока в неве­сте, затем в жене — Любови Дмитриевне Менделеевой.

Любовь в книге «Стихи о Прекрасной Даме» — служение не­достижимому и непостижимому идеалу, до которого Блок воз­высил любимую (милую, как называет ее Блок), земную женщи­ну. Величавой Вечной женой называет ту, которая в земной жен­щине проявилась. Земное, реальное, и Вселенское, духовное, мистическое, тесно переплетено в «Стихах о Прекрасной Даме».

образ России в творчестве А. А. блока

Блок неоднократно говорил, что книги его стихов пронизаны единым замыслом. Так и в предисловии к сборнику стихов «Зем­ля в снегу» поэт пишет о «неумолимой логике» своих стихотвор­ных книжек, которая отвечает «неизбежной, драматической по­следовательности жизни». Пробудившиеся мысли стягиваются к единой («Единой Звезде», по выражению Блока): «...В конце пути, исполненного падений, противоречий, горестных востор­гов и ненужной тоски, расстилается одна вечная и бескрайняя равнина — изначальная родина, может быть, сама Россия».

Если говорить о целостном звучании темы, то оно связано с предчувствием надвигающегося катаклизма, но в начале обра­щения к теме России лежит любовь к подмосковному Шахма­тову (родовому имению деда, А. Бекетова).

Лирическое чувство родины возникло из ее пейзажа, уклада народной жизни, ее тропинок и дорог. «На утре дней всего об­нов л еннее и привлекательнее смотрится росистая земля. Гладь ее видна далеко и знаешь, что дальше еще тоже нет границ, а такие же дымки, деревья, деревни, беленькие колокольни... Оттого мне грустно и приятно проезжать летом десятки верст и видеть необычайное многообразие мхов, болот, сосен и листвен­ного леса, и вдруг — мшистое бревно, потрескавшаяся паперть, красная решетка, лица мужчины и женщины, ребятишки, утки, петухи, кузнецы с лошадьми — и всегда тропинка или доро­га — главное, среднее, спереди и сзади, оставленное и манящее в гору и под гору. Тут особенные мысли... Тут — я у себя», — писал А. Блок в одном из писем. Так рождалось и крепло «сов­сем особенное, углубленное и отдельное чувство связи со своей страной и со своей природой». Важность этой темы для Блока подчеркнута его словами: «Моя тема, тема о России». Стихи, посвященные этой теме: «Русь», «Россия», «Осенний день», «Грешить бесстыдно, беспробудно...», цикл «На поле Кулико­вом», «Скифы», разрешилась тема в поэме «Двенадцать». В сти­хах Блока о России можно найти связь с тютчевской Россией:

Так я узнал в моей дремоте Земли родимой нищету И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.

(А. Блок)

Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.

(Ф. Тютчев «Эти бедные селенья...»)

Однако если в приведенном стихотворении Тютчева Россия — страна, смиренно несущая крест своих страданий, страна Христа:

Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя..,

то Блок говорит и о другой России (столь же им любимой) — буйной, строптивой, языческой, греховной:

Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах,

Где в поле заметает вьюга До крыши утлое жилье, И девушка на злого друга Под снегом точит лезвие...

{А. Блок. «Русь»)


Так проявляется мысль Блока о тесном сплетении в народ­ной душе России противоречивых свойств: буйства и смирения, греховности и святости. «Чем больше чувствуешь связь с роди­ной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм», — писал Блок.

В 1908 году А. Блок создает цикл стихов «На поле Кулико­вом». Все переплелось, сложно переплелось в этих стихах — на­стоящее с далеким прошлым, горькие размышления о собствен­ной судьбе с раздумьями об исторических судьбах родины, о том, что с ней было и что ее ждет. Не историческое событие, не вос­крешенная страница отечественной истории стала поводом для создания этих стихов. Одно из самых главных в российской ис­тории событий позволило увидеть Блоку главное духовное свой­ство России: на грани порабощения оставаться самой собой.

В лирике Блока есть традиционные образы России: необъятный простор, рыдающая и зовущая песня, дорога, тройка... Но принци­пиально блоковский образ России — Россия-жена, нестареющая возлюбленная, любовь к которой мучительна, но неизменна.

Так в стихах о России сплетены образы самой России, Пре­красной Дамы, лирической героини стихов «О доблестях, о по­двиге, о славе...», «Осенний день», «Многим женщинам...»:

В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты,

В темном поле были мы с Тобою, — Разве знала Ты?

Ты — это кто? Ты — Родина, Россия, Величавая Светлая жена, Прекрасная дама, Незнакомка, жена.

И с туманом над Непрядвой спящей

Прямо на меня

Ты сошла в одежде, свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

Как рождались стихи о России? Запись Блока в записной книж­ке: «Виденное: гумно с тощим овином. Маленький старик, рядом — болотце. Дождик. Сиверко. Вдруг осыпались золотые листья моло­дой липки на болоте у прясла под ветром, и захотелось плакать».

Стихи, написанные после этого:

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви!


Блок писал о России в годы великих потрясений — первой рус­ской революции и послереволюционных лет, первой мировой вой­ны и лет, предшествующих февралю и октябрю 1917 года, первых месяцев после октября. Он — тот поэт, который в своем решении этой темы дошел до небывалой до него глубины. Не просто выска­зал свое отношение, свои чувства к Родине — шел к пониманию ее сущности, ее духа — вот чему посвящены стихи Блока о России.

поэтическое новаторство поэмы А. А. блока «двенадцать»

А. Блок писал поэму «Двенадцать» в январе 1918 года. Он гово­рил, что поэма останется лучшим из всего, что он написал, так как всецело жил в те дни современностью. Поэма «Двенадцать» вместе со статьей «Интеллигенция и революция» и стихотворе­нием «Скифы» создала Блоку у современников репутацию «боль­шевика» . Видимо, современники ждали от Блока ответа на свои недоуменные вопросы. Однако поэму следует, скорее, понимать как путь поисков самого Блока. «Двенадцать» — одна из зага­док русской литературы.

Поэтическое новаторство Блока проявилось в выборе героя, в коллизии поэмы о революции, в образной, звуковой, цветовой ее символике.

Герой поэмы — красногвардейский отряд. Кто эти двенад­цать? Ответ есть в поэме — «рабочий народ»; из его числа фор­мировались в Петрограде и по всей России отряды для защиты революции. «Рабочая Красная гвардия есть организация воору­женных сил пролетариата для борьбы с контрреволюцией и за­щиты завоеваний революции» — так записано в Уставе красно­гвардейских отрядов.

В состав отряда действительно входило двенадцать человек, но в поэме это число принимает символическое значение. С самого начала существования поэмы образ двенадцати воспринимался как образ двенадцати апостолов новой веры. Однако как любой симво­лический образ он не воспринимается однозначно. На полях руко­писи «Двенадцати» Блоком сделана помета: «Жило двенадцать раз­бойников» — неточная цитата из «Легенды о двух великих греш­никах» поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Мно­гозначность символа, возможность многих прочтений не затрудня­ет понимание авторского замысла, а предполагает множественность его интерпретаций, творческую читательскую работу.

Самый загадочный образ поэмы — образ Христа. Означает ли он у Блока благословляющего революцию Христа как дока­зательство ее очищающего воздействия? И на это нет однознач­ного ответа. Помета Блока на полях «Двенадцати»: «И был с разбойником» отсылает к евангельскому рассказу о двух раз­бойниках, с которыми вместе Христос был распят на Голгофе.


Одному из них, исповедовавшему Христа в минуту своей смер­ти, было прощено его разбойное прошлое. Известен рассказ Блока о том, как он в петроградских январских метелях прозревал образ Христа, а в записной книжке Блока записано: «Что Хри­стос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, „достойны ли они его", а страшно то, что он опять с ними, и другого пока нет; а надо Другого? — я как-то измучен».

Почему сомнение — а надо ли другого? Рабочий народ входит в красногвардейский патруль. Но его портрет — «В зубах цигар­ка, примят картуз, — на спину б надо бубновый туз» («бубновый туз» — желтый ромб, который на спину пришивали каторжни­кам). Блок еще в стихах о России обозначил противоборствую­щие силы в народной душе, идущие от духовных начал русской народной жизни (все это есть в героях «Двенадцати», прежде всего, в образе Петрухи) — язычества и христианства — вольни­цы и смирения, стремления к вседозволенности и глубокого рас­каяния, мстительности и прощения, дикости и благородства и при всем том великое народное страдание. Протоиерей Сергий Булгаков увидел в поэме Блока заступничество за душу народа.

Закончив поэму «Двенадцать» 29 января 1918 года, в запис­ной книжке Блок записал: «Сегодня я — гений».

По мнению Блока, «гений прежде всего — народен». Поэт говорил, что во время работы слышал шум, «все нарастающий во мне», — так назвал его Блок. Дух земли, к которому обраща­ется Фауст в трагедии Гёте, которую перечитывал Блок, работая над «Двенадцатью». Егс1#е181; ощутим в музыке поэмы. Мотивы снежной бури, резкого ветра, взвихривающего снег, организуют ритмику поэмы, проходят основной темой, подобно основной теме в симфонии. Важна звукопись поэмы: «Мои „Двенадцать" начи­нались с согласной ж: уж я ножичком полосну, полосну...», — записано со слов Блока. Слышны разные ритмы: марша, плясо­вой, молитвы, частушки, городского романса, солдатской песни, речитатива, хаоса уличного разговора. Реплики на улице при­надлежат представителям разных российских сословий. Это со­здает целостный образ России в момент ее переустройства. Когда Блоку сказали, что поэма его, вероятно, «рождена в муках», что на ней «лежит печать больших творческих усилий», Блок ото­звался: «Нет, наоборот, это сделано в порыве, вдохновенно, гар­монически цельно». Ничего подобного нет в русской поэзии — в символике поэмы, ее образности, композиции, ритмике, языке, во всей художественной структуре. За перспективой петроград­ской улицы встает вся Россия, за двенадцатью красногвардейца­ми — весь народ. Все важнейшие темы поэзии Блока — Вселен­ской души, России, народа, города; важнейшие образы и симво­лы его поэзии — стихии, дороги, ветра, «ветровой» песни пере­плелись в «Двенадцати». Поэма — органичное продолжение его главной темы — «темы о России».

Просмотров: 7937 | Добавил: $Andrei$ | Теги: А. А. БЛОК (1880-1921) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика