А. А. БЛОК (1880-1921)
ПОЛОЖЕНИЯ МИНИМУМА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Необходимо прочесть некоторые стихотворения А.
А. Блока; два-три знать наизусть. Знать основные темы лирики, содержание трех томов
поэтической трилогии Блока. Понимать, в чем заключаются художественные
особенности лирики А. А. Блока. Прочесть и знать проблематику поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
Поэтическое новаторство поэмы. Основные факты жизни и творчества А. А. Блока.
Вклад А. А. Блока в русскую поэзию и культуру.
Понятия, которые
важно усвоить в связи с изучением творчества А. Блока:
•
символизм в творчестве А. Блока;
• образ Вечной
Женственности;
•
тема России в творчестве А. Блока;
•
поэтическое новаторство в поэме «Двенадцать».
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА (КОНСПЕКТ)
Родился в Петербурге. Окончил
филологический факультет Санкт-Петербургского
университета. Всю жизнь посвятил сочинительству. Признан одним из самых
значительных русских поэтов. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
А. А. Блок — автор
многих стихотворений и поэтических циклов, но о его писательском пути
приходится говорить не как об этапах творческой биографии, но как о собрании
стихотворений, объединенных в три тома. Такова была воля самого автора.
В начале 1910-х годов, уже будучи автором
многих стихотворений, в том числе цикла
«Стихов о Прекрасной Даме», Блок приступает к подготовке собрания
стихотворений, которые, по его замыслу, должны быть объединены в три тома и все
вместе составить автобиографический роман в
стихах. В предисловии он писал:
«...Каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав
составляется книга; каждая книга часть трилогии; всю трилогию я могу назвать
„романом в стихах", она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан...».
В первый том «Собрания
стихотворений» вошел цикл стихов
«Ап1е Ьисет» («Перед светом»), «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». Ощущением присутствия или приближения
некоего мистического откровения пронизан
этот том. Во второй том вошли циклы
«Снежная маска», «Фаина», «Город». Настроение этого тома иное — вторгаются смятение, тема несбывшихся ожиданий,
настроение тревоги, которое усилится в третьем томе. В него вопит циклы «Возмездие», «Страшный мир», «Кармен»,
«Итальянские стихи», «На поле
Куликовом».
В стихах третьего тома
важны размышления Блока о прошлом, настоящем и грядущем России. В январе 1918 года Блоком была написана
поэма «Двенадцать», первая поэма о революции, поразившая современников не только
своим содержанием, но и глубоко новаторским характером.
даты жизни и творчества
1880 год, 16 (28) ноября — родился Александр Блок.
1898 год — «с января
уже начались стихи в изрядном количестве». Лирика 1898 года частично войдет в
«первый том» «лирической трилогии» Блока.
1900 год — углубляются
духовная жизнь и работа над стихами «Начинается чтение книг; история философии.
Мистика начинается... Решено окончательно, что я перейду на филологический факультет».
«Она (то есть Л. Д. Менделеева и лирическая героиня стихов Блока. — Авт.) продолжает
медленно
принимать неземные черты».
1903 год — первые
публикации стихов Блока, в августе — венчание с Л. Д. Менделеевой.
1908 год — в
религиозно-философском обществе А. Блок делает доклад «Интеллигенция и народ»,
текст которого стал основой статьи. Доклад вызвал противоречивые отклики. Тема России и народа
становится программной в творчестве Блока.
1910 год —
издательство «Мусагет» предлагает издать собрание стихотворений, так
постепенно оформляется замысел создания «лирической трилогии», вышедшей в
1911—1912 годах. Издание переработано и снова вышло в 1916 году.
1918 год — создание
поэмы «Двенадцать», ее издание, как и статьи «Интеллигенция и революция»,
стихотворения «Скифы». Многие близкие поэту люди отвернулись от него. Очень трудный год для
поэта.
1921 год, 7 августа — Александр Блок умер.
образ вечной женственности
Вечная женственность — этот образ
возникает в «Стихах о Прекрасной Даме».
Образ, связанный с
именем русского философа В. Соловьева, который прозревал Божественную основу
мира и «полноту добра и истины», «нетленное сияние красоты», Мировую Душу связывал с неким
мировым женственным началом и образом Софии Премудрости Божией. Для Соловьева Вечная
Женственность — небесная сущность, ангел-хранитель земли, грядущее явление Божества.
Явление, приход Вечной Женственности, должен, по мысли Соловьева, преобразить мир на
началах истины, добра и красоты. Важно, что земная любовь имеет высокий смысл, только
если проявляется как Вечная Женственность. Вот почему цикл стихов А. Блока, связанный с
любовным переживанием, книга «Стихи о Прекрасной Даме» обращен, может быть, не столько к
земной женщине, сколько к Владычице Вселенной, воплотившейся в земной женщине
— для Блока в невесте, затем в жене — Любови Дмитриевне Менделеевой.
Любовь в книге «Стихи
о Прекрасной Даме» — служение недостижимому и непостижимому идеалу, до
которого Блок возвысил любимую (милую, как называет ее Блок), земную женщину. Величавой Вечной
женой называет ту, которая в земной женщине проявилась. Земное, реальное, и
Вселенское, духовное, мистическое, тесно переплетено в «Стихах о Прекрасной
Даме».
образ России в творчестве А. А. блока
Блок неоднократно говорил, что книги
его стихов пронизаны единым замыслом. Так и в предисловии к сборнику стихов
«Земля
в снегу» поэт пишет о «неумолимой логике» своих стихотворных книжек, которая
отвечает «неизбежной, драматической последовательности жизни». Пробудившиеся мысли
стягиваются к единой («Единой Звезде», по выражению Блока): «...В конце пути, исполненного
падений, противоречий, горестных восторгов и ненужной тоски, расстилается одна
вечная и бескрайняя равнина — изначальная родина, может быть, сама Россия».
Если говорить о
целостном звучании темы, то оно связано с предчувствием надвигающегося катаклизма, но в
начале обращения к теме России лежит любовь к подмосковному Шахматову (родовому имению
деда, А. Бекетова).
Лирическое чувство
родины возникло из ее пейзажа, уклада народной жизни, ее тропинок и дорог. «На
утре дней всего обнов л еннее и привлекательнее смотрится росистая земля. Гладь ее видна далеко и
знаешь, что дальше еще тоже нет границ, а такие же дымки, деревья, деревни, беленькие
колокольни... Оттого мне грустно и приятно проезжать летом десятки верст и видеть необычайное многообразие мхов, болот, сосен и лиственного леса, и вдруг —
мшистое бревно, потрескавшаяся паперть, красная решетка, лица мужчины и женщины,
ребятишки, утки, петухи, кузнецы с лошадьми — и всегда тропинка или дорога — главное,
среднее, спереди и сзади, оставленное и манящее в гору и под гору. Тут особенные
мысли... Тут — я у себя», — писал А. Блок в одном из писем. Так рождалось и крепло
«совсем
особенное, углубленное и отдельное чувство связи со своей страной и со своей
природой». Важность этой темы для Блока подчеркнута его словами: «Моя тема, тема о
России». Стихи, посвященные этой теме: «Русь», «Россия», «Осенний день», «Грешить бесстыдно,
беспробудно...», цикл «На поле Куликовом», «Скифы», разрешилась тема в поэме
«Двенадцать». В стихах Блока о России можно найти связь с тютчевской Россией:
Так я узнал в моей дремоте Земли родимой нищету И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
(А. Блок)
Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей
смиренной.
(Ф. Тютчев «Эти
бедные селенья...»)
Однако если в приведенном стихотворении Тютчева Россия — страна, смиренно несущая крест своих страданий,
страна Христа:
Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь
небесный Исходил,
благословляя..,
то Блок говорит и о другой России
(столь же им любимой) — буйной, строптивой, языческой, греховной:
Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых
столбах,
Где в поле заметает вьюга До крыши утлое жилье, И девушка на злого друга
Под
снегом точит лезвие...
{А. Блок. «Русь»)
Так проявляется мысль Блока о тесном
сплетении в народной душе России противоречивых свойств: буйства и смирения, греховности и
святости. «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее
представляешь ее себе как живой организм», — писал Блок.
В 1908 году А. Блок
создает цикл стихов «На поле Куликовом». Все переплелось, сложно переплелось в
этих стихах — настоящее с далеким прошлым, горькие размышления о собственной судьбе с
раздумьями об исторических судьбах родины, о том, что с ней было и что
ее ждет. Не историческое событие, не воскрешенная страница отечественной
истории стала поводом для создания этих стихов. Одно из самых главных в
российской истории событий позволило увидеть Блоку главное духовное свойство России: на грани
порабощения оставаться самой собой.
В лирике Блока есть
традиционные образы России: необъятный простор, рыдающая и зовущая песня,
дорога, тройка... Но принципиально блоковский образ России — Россия-жена,
нестареющая возлюбленная, любовь к которой мучительна, но неизменна.
Так в стихах о России
сплетены образы самой России, Прекрасной Дамы, лирической героини стихов «О
доблестях, о подвиге, о славе...», «Осенний день», «Многим женщинам...»:
В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, — Разве знала Ты?
Ты — это кто? Ты —
Родина, Россия, Величавая Светлая жена, Прекрасная дама, Незнакомка, жена.
И с туманом над
Непрядвой спящей Прямо на меня
Ты сошла в одежде,
свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
Как рождались стихи
о России? Запись Блока в записной книжке: «Виденное: гумно с тощим овином.
Маленький старик, рядом — болотце. Дождик. Сиверко. Вдруг осыпались золотые листья
молодой липки на болоте у
прясла под ветром, и захотелось плакать».
Стихи, написанные после этого:
Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые
любви!
Блок писал о России в
годы великих потрясений — первой русской революции и послереволюционных лет,
первой мировой войны и лет, предшествующих февралю и октябрю 1917 года, первых месяцев
после октября. Он — тот поэт, который в своем решении этой темы дошел до
небывалой до него глубины. Не просто высказал свое отношение, свои чувства к
Родине — шел к пониманию ее сущности, ее духа — вот чему посвящены стихи Блока о
России.
поэтическое новаторство поэмы А. А. блока
«двенадцать»
А. Блок писал поэму «Двенадцать» в январе
1918 года. Он говорил, что поэма останется лучшим из всего, что он написал, так как всецело жил в те
дни современностью. Поэма «Двенадцать» вместе со статьей «Интеллигенция и революция»
и стихотворением «Скифы» создала Блоку у современников репутацию «большевика» . Видимо,
современники ждали от Блока ответа на свои недоуменные вопросы. Однако поэму следует,
скорее, понимать как путь поисков самого Блока. «Двенадцать» — одна из загадок русской
литературы.
Поэтическое
новаторство Блока проявилось в выборе героя, в коллизии поэмы о революции, в
образной, звуковой, цветовой ее символике.
Герой поэмы —
красногвардейский отряд. Кто эти двенадцать? Ответ есть в поэме — «рабочий народ»; из
его числа формировались в Петрограде и по всей России отряды для защиты революции. «Рабочая
Красная гвардия есть организация вооруженных сил пролетариата для борьбы с
контрреволюцией и защиты завоеваний революции» — так записано в Уставе красногвардейских отрядов.
В состав отряда действительно входило
двенадцать человек, но в поэме это число
принимает символическое значение. С самого начала существования поэмы образ
двенадцати воспринимался как образ
двенадцати апостолов новой веры. Однако как любой символический образ он не воспринимается однозначно.
На полях рукописи «Двенадцати»
Блоком сделана помета: «Жило двенадцать разбойников» — неточная цитата из «Легенды о двух великих грешниках» поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо». Многозначность символа, возможность многих прочтений не затрудняет понимание авторского замысла, а предполагает
множественность его интерпретаций, творческую читательскую работу.
Самый загадочный образ
поэмы — образ Христа. Означает ли он у Блока благословляющего революцию Христа как доказательство ее
очищающего воздействия? И на это нет однозначного ответа. Помета Блока на полях
«Двенадцати»: «И был с разбойником» отсылает к евангельскому рассказу о двух
разбойниках,
с которыми вместе Христос был распят на Голгофе.
Одному из них, исповедовавшему Христа в минуту своей смерти, было прощено его
разбойное прошлое. Известен рассказ Блока о том, как он в петроградских январских
метелях прозревал образ Христа, а в записной книжке Блока записано: «Что Христос идет перед ними
— несомненно. Дело не в том, „достойны ли они его", а страшно то, что он опять
с ними, и другого пока нет; а надо Другого? — я как-то измучен».
Почему сомнение — а
надо ли другого? Рабочий народ входит в красногвардейский патруль. Но его портрет
— «В зубах цигарка, примят картуз, — на спину б надо бубновый туз» («бубновый туз» — желтый ромб,
который на спину пришивали каторжникам). Блок еще в стихах о России обозначил
противоборствующие силы в народной душе, идущие от духовных начал русской народной жизни (все это есть в героях
«Двенадцати», прежде всего, в образе Петрухи)
— язычества и христианства — вольницы
и смирения, стремления к вседозволенности и глубокого раскаяния, мстительности и прощения, дикости и
благородства и при всем том великое
народное страдание. Протоиерей Сергий Булгаков увидел в поэме Блока
заступничество за душу народа.
Закончив поэму
«Двенадцать» 29 января 1918 года, в записной книжке Блок записал: «Сегодня я — гений».
По мнению Блока, «гений прежде всего
— народен». Поэт говорил, что во время работы слышал шум, «все нарастающий во мне», — так назвал
его Блок. Дух земли, к которому обращается Фауст в трагедии Гёте, которую
перечитывал Блок, работая над «Двенадцатью». Егс1#е181; ощутим в музыке поэмы.
Мотивы снежной
бури, резкого ветра, взвихривающего снег, организуют ритмику поэмы,
проходят основной темой, подобно основной теме в симфонии. Важна звукопись поэмы:
«Мои „Двенадцать" начинались с согласной ж: уж я ножичком полосну,
полосну...», — записано со
слов Блока. Слышны разные ритмы: марша, плясовой,
молитвы, частушки, городского романса, солдатской песни, речитатива, хаоса уличного разговора. Реплики на
улице принадлежат представителям
разных российских сословий. Это создает
целостный образ России в момент ее переустройства. Когда Блоку сказали, что поэма его, вероятно, «рождена
в муках», что на ней «лежит печать больших творческих усилий», Блок отозвался: «Нет, наоборот, это сделано в порыве,
вдохновенно, гармонически цельно».
Ничего подобного нет в русской поэзии — в символике поэмы, ее образности, композиции, ритмике, языке, во всей художественной структуре. За перспективой
петроградской улицы встает вся Россия, за двенадцатью красногвардейцами — весь народ. Все важнейшие темы поэзии Блока —
Вселенской души, России, народа,
города; важнейшие образы и символы
его поэзии — стихии, дороги, ветра, «ветровой» песни переплелись в «Двенадцати». Поэма — органичное
продолжение его главной темы — «темы
о России». |