А. Н. ОСТРОВСКИЙ
(1823-1886)
ПОЛОЖЕНИЯ МИНИМУМА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ | Необходимо прочесть и
знать содержание одной двух пьес А. Н. Островского; обычно в школе изучаются
драмы «Гроза» и «Бесприданница». Основные факты жизни и творчества А. Н. Островского.
Вклад А. Н. Островского в русскую культуру. Понятия, которые
важно усвоить в связи с изучением творчества А. Н. Островского:
•
театр А. Н. Островского;
•
особенности жанра пьесы «Гроза» А. Н. Островского.
Заслугой А. Н.
Островского перед русской культурой является создание им национального русского
театра. И до Островского на сцене шли пьесы русских авторов, однако выдающихся из
них было
немного — комедии Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя (комедия А. С. Грибоедова
«Горе от ума» была запрещена к постановке), остальные же или представляли собой
кальку с французского или были самого пустого содержания. Благодаря
Островскому со сцены зазвучал русский язык, представленный драматургом во всем его богатстве
— ведь героями его пьес стали люди самых разных сословий — купцы, дворяне, актеры,
интеллигенты разночинцы,
крестьяне, странники, чиновники. Островский часто сам бывал режиссером спектаклей, созданным по его пьесам, — он выводил на сцену героев, хорошо знакомых по
его жизненному опыту, и потому
хорошо представлял их речь, жесты, интонации, костюм и пытался передать все это актерам.
А. Н. Островский родился в Замоскворечье в семье дворянина на государственной службе. Оставив
юридический факультет Московского
университета, начинает писать стихи, очерки, интересуется театральной жизнью. В возрасте двадцати трех лет пишет свою первую пьесу «Картины семейного
счастья». Известность и успех
приходят к нему с появлением комедии «Свои люди — сочтемся», первоначально
запрещенную цензурой. Известны
слова драматурга, которые принято считать его творческим кредо: «...только те произведения
пережили века, которые были
истинно народными у себя дома; такие произведения делаются понятными и ценными и для других
народов, и, наконец, и для
всего света». Стремясь расширить свои представления о жизни России, много путешествует, уделяя
большое внимание народному
языку и обычаям. В конце своей жизни Александр Николаевич Островский много времени и сил
уделяет реформе русского театра,
желая сделать его доступным для народа. |