А. С. ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»
В историю русской литературы А. С. Грибоедов
(1795 1829) вошел как автор комедии «Горе от ума». Комедия еще в списках стала известна всей читающей России.
Цензурное запрещение только способствовало
ее успешному распространению, ее переписывали,
заучивали наизусть.
Действие комедии разворачивается накануне 1825 года, незадолго до восстания
декабристов. Поэтому основным конфликтом становится столкновение и противостояние носителей старого мировоззрения («века минувшего») и
мировоззрения нового («века нынешнего»). Век «минувший» представляют в
произведении не только Фамусов, Хлестова и другие немолодые персонажи. К ним
тяготеет и новое поколение Молчалиных Скалозубов. Тип героя поколения
декабристского склада представляет
Александр Андреевич Чацкий. С его появления в 7 м явлении первого действия завязывается конфликт.
Особенность конфликта в том, что он
двойственный: социальный и любовный. Герой возвращается после
трехлетнего странствования в Москву, в дом, где живет его возлюбленная Софья
Фамусова и где его ждет «мильон терзаний»
(И. А. Гончаров).
Чацкий — умен, «положительно умен» (И. А. Гончаров), он верит в преображающую силу ума и чувства.
Противостоящие ему московские консерваторы
умны умом своей среды. Составляющее их «ума» — эгоизм, низкопоклонство,
раболепство, карьеризм, практицизм, умение
достичь цели любым путем. В комедии
представлены разные типы ума, между представителями которых возникает сценический конфликт.
Чацкий противостоит всему старому миру фамусовской Москвы. Это просвещенный
дворянин, знакомый с европейской культурой. В старомосковских традициях он
отвергает то, что стало косным и отжившим. Он образован, остроумен, «говорит,
как пишет».
Это тип свободомыслящего человека. В фамусовской Москве он не нужен. Чацкий раздражает
Фамусова своей непрактичностью,
Софью — неприятием любимого ею Молчали
на,
неумением жить, отрицанием московских нравов. Фамусов и его гости объявляют
Чацкого сумасшедшим. Цель проста: сбить с гордеца спесь, лишить человека
самоуважения, ведь он задел систему
общественных ценностей.
В 21 м явлении третьего кульминационного действия подводится
своеобразный итог свершившемуся. Клеветники торопятся достойно обосновать
ложь: «Пил не по летам», потом следует усиление мотива «Шампанское стаканами
тянул...» Наконец, Фамусов провозглашает: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина» Ум, ученье —
общезначимые общественные враги. С этим соглашаются все гости дома Фамусова.
Выясняется, что и двоюродный брат Скалозуба уже «в деревне книги стал читать», племянник
Тугоуховской, профессора педагогического института — все «умудрились не по летам».
Фамусовский мир тревожит
новое, непонятное направление жизни, которое представляет Чацкий. Горькая ирония Грибоедова заключается в том, что героя объявляют не вольнодумцем, смутьяном, «карбона
ри», а именно сумасшедшим. Чацкий —
герой антипод по отношению ко всем персонажам комедии, но ярче всего
это противостояние проявляется в образе
Молчалина. Его девиз — «умеренность
и аккуратность». Ум, по Молчалину, это скрытность и хитрость, подлость и
практицизм. Молчалин, по словам Чацкого,
«дойдет до степеней известных».
Появившийся в последнем, четвертом акте Репетилов подчеркивает
одиночество Чацкого. Образ Репетилова — своеобразная пародия на Чацкого:
он внезапно «с корабля на бал» появляется в доме Фамусова, он, как и Чацкий,
влюблен, но во всех без разбора, он тоже исповедует «завиральные идеи» и т. д.
А. С. Пушкин сказал, что в Репетилове 10 характеров. Это и карьерист, и отчаянный игрок, гуляка
и опошляющий идею персонаж. Репетилов демонстрирует возможность превращения идеи в
моду.
Финал пьесы А. С. Грибоедова открытый: Чацкий покидает дом Фамусова, его
дальнейший путь в неизвестность.
О комедии «Горе от ума» спорили и продолжают спорить. Новаторство Грибоедова, отступившего от
классических канонов, сказалось в
обновлении языка, многосторонности конфликта комедии, сложности и
неоднозначности обрисовки характеров персонажей.
В истории русской литературы А. С. Грибоедов остался, как говорит В. Ф.
Ходасевич, «человеком одной книги». В ней он показал раскол русского общества,
выразившегося в противостоянии Чацкого и фамусовского круга. Грибоедов понимал иллюзорность,
утопичность идей будущих декабристов. Сам автор комедии «во всем не похож на
красноречивых и прекраснодушных героев десятых двадцатых годов, с их бурным, но, как правило,
отвлеченным романтическим воодушевлением...» (Орлов Вл. Грибоедов. М., 1952. С.
140). |