А. С. ПУШКИН
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Работа Пушкина над
романом. Замысел романа относится к началу 1833 года. Пушкин возбуждает
ходатайство о допущении его к архивным материалам, связанным с восстанием Пугачева.
Он начинает собирать материалы по истории пугачевского движения. В июле 1833
года Пушкин собирался выехать в места событий и мотивировал просьбу об отпуске
тем, что хочет написать «роман, коего большая часть действия проходит в
Оренбурге и Казани». К этому времени Пушкин уже на бросал первую черновую
редакцию «Истории Пугачева», и оба замысла (роман и историческое исследование)
осуществляются им параллельно. После поездки на Урал в сентябре 1833 года
Пушкин останавливается в своем имении Болдино Нижегородской губернии, где
заканчивает «Историю Пугачева». К этому времени относятся новые планы романа и
первые черновые на броски. Пушкин собирался окончательно обработать роман в
Болдино. Однако в конце года в Петербурге он снова принялся за роман, о чем
свидетельствует план, где главный герой еще назван Валуевым. Закончив роман осенью
1836 года, Пушкин поставил под ним дорогую для него лицейскую дату — 19 октября
и озаглавил роман о русском бунте, «бессмысленном и бес пощадном» —
«Капитанская дочка», придав историческому событию, связанному с потрясением
государственных основ, значение семейного дела. С 19 октября 1836 года до дня
смерти Пушкина оставалось 100 дней. По сути, это произведение — нравственное
завещание поэта. Пройдя непростой жизненный путь, будучи уже отцом семейства,
помудрев, он задается во просом: что же в этом мире спасительно — русский бунт,
сила закона или что то еще...
Основная проблема
романа связана с осмыслением исторических путей России. Пушкин передает право
повествования о пугачевском восстании Петру Гриневу, типичному, среднестатистическому
дворянину. Это роман о его становлении, о пути от дворянского недоросля до
крепкого отца семейства, верного традициям патриота,
имеющего нравственные устои, верного долгу, чести. Основные сюжетные линии
романа: Петр и дочь коменданта Маша Миронова; Петр Гринев и его сверстник
офицер Алексей Швабрин; Петр Гринев и предводитель крестьянского бунта Емельян
Пугачев. Вихрь пугачевского восстания вовлекает его в непростые отношения с
главарем восставших. Еще до восстания, встретившись с ним в метельном вихре в
степи, Пугачев спасает Петра и его спутников — выводит их к постоялому двору.
Гринев, помня его добро, отблагодарил своего вожатого, не зная, что этот
подарок спасет ему жизнь в тот момент, когда Пугачев, захватив Белогорскую
крепость, казнит всех офицеров, кроме Швабрина, переметнувшегося на сторону
восставших.
Еще несколько
встреч предстоит Гриневу и Пугачеву, когда Петр, спасая свою возлюбленную Машу
Миронову, дочь казненного коменданта Белогорской крепости, будет вынужден
обратиться за помощью к самозванцу Пугачеву, выдающему себя за государя Петра
Федоровича. Диалоги встречи Пугачева с Гриневым — свое образные идеологические
центры романа. В разговорах «русских мальчиков» Гринева и Пугачева выявляется
нравственное превосходство первого. Гринев противопоставляет незыблемые для
него нравственные ценности: веру в Бога, верность отчизне, исполнение долга
гордому своеволию Пугачева. Пушкин показывает, как в процессе общения дворянина
и самозванца казака стираются социальные грани, когда речь заходит о вопросах духовно
нравственных. Сам Пугачев впоследствии оказывает помощь Гриневу не столько по
широте натуры, а потому что понимает превосходство Гринева, оказавшегося
нравственно непреклонным, верным семейным и сословным традициям.
Своеобразным
«символом веры» Пугачева является сказка об орле и вороне, вдохновенно
рассказанная предводителем восста ния Петру Гриневу. Выслушав Пугачева, Петр
отвечает, что «жить убийством и разбоем... все равно что клевать мертвечину».
Весь сюжет, система образов романа раскрывают основную идею про изведения:
гибельности пути, связанного с бунтом, «бессмыслен ным и беспощадным». Мотивам
вихря, бунта противостоит в произведении «мысль семейная». Пушкин показывает
благопо лучно любовное житие двух дворянских семей Гриневых и Ми роновых.
Будучи внешне очень различными, члены этих семей внутренне близки в своей
верной, простой и праведной жизни. Давая высокую оценку пушкинскому
произведению, Н. В. Го голь говорил: «Простая, безыскусственная повесть прямо
рус ской жизни». Оценив простоту и глубину пушкинского романа, Гоголь тонко
почувствовал пушкинский идеал, преданной пра ведной любовной жизни простых
незаметных людей.
После ареста Петра
капитанская дочка Маша Миронова, верная своей любви и знающая о причинах
сложных отношений Гринева и Пугачева, едет в Петербург, с тем чтобы добиться
правды и освободить
своего жениха. Заголовок романа свиде тельствует о симпатии Пушкийа к своей
героине, о понимании спасительной силы любви и самоотверженности.
Основным приемом,
раскрывающим мысль автора в романе, является прием противопоставления Петра
Гринева и его анти пода Алексея Швабрина, Гринева и Пугачева; семей Мироновых
— Гриневых и пугачевского товарищества. Следующая ниже таблица поможет в
составлении тезисного плана и ответа на тему «Гринев и Швабрин».
Основных принципов
сравнения два:
1) сопоставлять нужно сразу, а не
последовательно;
2) сопоставлять, выявляя сходство или различие.
П. Гринев А. Швабрин
Дворянин, из
богатой родовитой семьи. Молод, любит Машу, первоначально зачислен в гвардейский
полк. Стал армейцем по педагогическим устремлениям отца. Дворянин, из богатой родовитой семьи. Молод, любит Машу,
первоначально был зачислен в гвардейский полк. Исключен из гвардии за дуэль,
убийство.
Благожелательное,
открытое, сердечное отношение к окружающим. Горделивое,
мстительное, эгоистическое, корыстное отношение к людям.
Светлая, глубокая
любовь к Маше, рыцарское служение своей возлюбленной, нежелание запятнать ее
честное имя. Клевета, доносы, бесчестная
дуэль как средство борьбы за свою любовь.
Безупречное
служение царю и отечеству. Предательство,
отступничество.
Вера в Бога,
твердые духовно нравственные принципы. Духовная
инородность, чуждость Швабрина христианской нравственности.
Путь от детской
беспечности, мечтательности к осознанию своего долга по отношению к семье и
отечеству. Верность семейным и сословным традициям. Путь от клеветы и доносов — к предательству. Эгоист, эгоцентрист,
отказавшийся от духовно нравственных ценностей. |