А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА (КОНСПЕКТ)
Характерная особенность творчества Пушкина в 30-е годы — цикличность. Возможности цикла необъятны: никакая другая форма не обладает такой емкостью и многозначностью, цикл позволяет избежать односторонности. В творчестве зрелого Пушкина есть три четко определив-шихся цикла крупной формы: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и сказки... «Грозные вопросы морали» — так сформулировала Анна Ахматова одну из главных тем «маленьких трагедий». Это же есть одна из составляющих «суммы идей, общая для всех трех циклов, которая в совокупности опять-таки образует своего рода цикл», — пишет Валентин Непомнящий в своей книге «Поэзия и судьба». 30 сентября 1830 года в Болдине была написана первая сказка Пушкина — «Сказка о попе...», в 1833 году «Сказка о мертвой царевне...» и 26 сентября 1834 года закончена последняя — «Сказка о золотом петушке». В сказках, как всегда, добрые и злые силы противостоят друг другу. В. Непомнящий пишет, что центром всех сказок, за исклю-чением первой, является интимный круг семьи, он предельно сужает сферу зла. В сказке нет ни кощеев, ни змеев горынычей. «Добро же ярче всего раскрывается в женственности, а зло — в бабе («черт ли сладит с бабой гневной»)». Царица-мать, Царевна противопоставлены Царице-мачехе и другим злодейкам. В них и персонифицировано добро и зло. Пустой красоте мачехи противостоит внешняя и внутренняя (подлинная) красота Царевны. Жестокая, внутренне опустошенная мачеха гибнет из-за того, чем и жила: «Тут ее тоска взяла и Царица умерла», Царица-мать умирает от любви, но после нее остается Царевна, умеющая любить и быть верной. |