даты жизни и творчества А. П. Чехова
1860 год — родился А. П. Чехов.
1884—1886 год — публикация юмористических рассказов под псевдонимом Антоша
Чехонте.
1888 год — присуждение Пушкинской премии Академии наук за сборник «Сумерки».
1890 год — путешествие на остров Сахалин, где Чехов изучал нравы и быт
каторжан и ссыльных, провел перепись населения острова.
1893—1894
годы — работа и публикация книги очерков «Остров
Сахалин».
1898 год — постановка в Московском Художественном театре пьесы «Чайка», принесшей ей триумфальный
успех и славу драматурга А. П. Чехову.
1904 год — умирает Антон Павлович Чехов на немецком курорте Висбаден от
туберкулеза. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
подтекст
и средства
его
создания в произведениях А. П. чехова
Л. Н. Толстой
уподобил значение творчества А. П. Чехова для развития русской прозы значению Пушкина. Прежде всего он
имел в виду краткость и выразительность его творческой манеры. А. П. Чехов разработал собственные принципы
создания образа. Первостепенное значение имеет в чеховской прозе деталь, как в знаменитом описании лунной ночи в
рассказе «Волк»:
«На
плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени; на середине ее
блестело звездой горлышко от разбитой бутылки». Тишина ночи на кладбище и напряженное состояние Стар цева
(рассказ «Ионыч») переданы описанием звуков — шагов Старцева и боя часов в церкви.
Замечено и такое свойство прозы Чехова, как музыкальность. В чем она
проявляется? Она создается множественностью ассоциаций, которые вызывают, подобно
музыкальным, его образы; читатель опирается на свой опыт общения с тем, о чем
пишет
Чехов. Можно ощутить неназойливый ритм его прозы, трех частное завершение
фразы: «...В каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую,
прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев веет
прощением, печалью и покоем» («Ионыч»), «эти люди <...> казались
ему маленькими, испуганными, виноватыми» («Архиерей»), инверсию: «Приходил по делу
архимандрит, молчаливый и глуховатый» («Архиерей»).
Чехов старался не описывать подробно состояния героев. Для него было
важно, чтобы оно становилось понятным читателю из действий героев.
Именно чеховским приемом является его способность, рассказывая о персонажах, думать в
их тоне и рассуждать в их манере, как бы переносясь на точку зрения героя — особенно ярок этот
прием в рассказе «Скрипка Ротшильда».
новаторство драматургии А. П. чехова
Чеховская драматургия
открыла новую страницу в истории мирового театра. Иной конфликт в его пьесах —
он напряжен благодаря не внешним столкновениям, а внутренним состояниям души героев.
Казалось бы, в его пьесах ничего не происходит. — идет будничное времяпрепровождение, обмен малозначащими репликами, но чувствуется некое
«подводное течение», важнее
становится не то, что говорится в словах, а то, что скрыто в паузах. Иначе, чем до Чехова, выстраиваются диалоги: это не чередование реплик вопрос—ответ, а
параллельный разговор о собственном переживании, часто герои как будто не
слышат друг друга, в их монолог вдруг вторгается случайно брошенная
реплика, обращенные к другому персонажу,
они звучат как бы ответом на сказанное первым. Чехов определил жанр своих пьес («Чайка», «Вишневый
сад»), с их напряженным драматическим
конфликтом, комедиями. Трудно
однозначно понять это, хоть и есть в персонажах этих пьес смешные черты, однако напрашивается ассоциация —
жизнь — комедия, если люди живут по
воле обстоятельств и своих пороков
и не ощущают своей свободы и особого своего предназначения на земле. |