Жизненные противоречия с детских лет вошли в
душевный мир писателя, формируя в нем будущий сатирический талант. Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15(27) января 1826 года в селе Спас-Угол
Калязинского уезда Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному
дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему. Стремясь поправить
пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери
богатого московского купца Ольге Михайловне Забелиной, властолюбивой и энергичной,
бережливой и расчетливой до скопидомства. Она стала фактически главой семьи,
полновластной хозяйкой имения, правдами и неправдами приумножавшей его доходность
и состоятельность.
Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем
детстве, а когда это случалось, воспоминания окрашивались неизменной горечью.
Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства,
ни семейного тепла и участия. Семейная драма сливалась с драмой общественной.
Детство и молодые годы Салтыкова совпали с разгулом агонизирующего, доживающего
свой век крепостничества. «Оно проникало не только в отношения междупоместным
дворянством и подневольною массою... но и во все вообще формы общежития,
одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в
омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед
перспективою быть ежечасно раздавленным».
«Столпом и утверждением истины», удержавшим мальчика
Салтыкова на краю этого «омута», явилось Евангелие, животворный луч которого
произвел в его душе и жизни полный переворот. «Главное, что я почерпнул из
Евангелия, — вспоминал Салтыков-Щедрин в автобиографической книге «Пошехонская
старина», — заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой
совести и вызвало из недр моего существа нечто устойчивое, свое, благодаря
которому господствующий жизненный уклад уже не так легко порабощал меня». Юноша Салтыков получил блестящее по тем временам
образование сначала в Дворянском институте в Москве, потом в Царскосельском
лицее, где сочинением стихов стяжал славу «умника» и «второго Пушкина». Тут
тоже не обошлось без противоречия: времена лицейского братства студентов и
педагогов канули в Лету. «В то время, и в особенности в нашем «заведении», —
вспоминал Салтыков-Щедрин, — вкус к мышлению был вещью мало поощряемою.
Высказывать его можно было только втихомолку и под страхом более или менее
чувствительных наказаний». Все лицейское воспитание было направлено тогда к
одной исключительной цели—«приготовить чиновника».
По окончании Лицея Салтыков определился на
службу в Военное ведомство и примкнул к социалистическому кружку М. В.
Петрашевского. Этот кружок «инстинктивно прилепился к Франции Сен-Симона, Кабе,
Фурье, Луи Бла-на и в особенности Жорж Занда. Оттуда лилась на нас вера в
человечество, оттуда воссияла нам уверенность, что «золотой век» находится не
позади, а впереди нас... Словом сказать, все доброе, все желанное и
любвеобильное — все шло оттуда».
Учение французских социалистов-утопистов во
многом совпадало с «символом веры» Салтыкова, вынесенным из детских и
отроческих лет. Достоевский вспоминал, что «зарождающийся социализм
сравнивался тогда, даже некоторыми из коноводов его, с христианством и принимался
лишь за поправку и улучшение последнего сообразно веку и цивилизации». В
социализме видели «новое откровение», продолжение и развитие основных положений
нравственных заповедай Иисуса Христа.
Социадщсщы-утописты видели бедствие современной
цивилизации ,в вопиющем социальном неравенстве, а выход искали на яутях
нравственного перевоспитания господствующего сословия в духе христианских
заповедей. Недостатком исторического христианства они считали пассивное
отношение к общественному злу и хотели придать христианскому вероучению
активный, действенный характер. Усвоение христианских истин заставит богатых
поделиться с бедными частью своих богатств — ив мире наступит социальная
гармония. При этом социалисты упускали главный догмат христианства — грехопадение
человека, помраченность его природы первородным грехом. Они считали, напротив,
что человек по своей природе добр, а зло заключается в извращенном социальном
устройстве общества.
Именно здесь Салтыков обнаружил зерно
противоречия, из которого выросло впоследствии могучее дерево его сатиры. Он
заметил уже тогда, что члены социалистического кружка слишком прекраснодушны в своих мечтаниях. В повестях
«Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) определились характерные
особенности писательского облика Салтыкова: нежелание замыкаться в отвлеченных
мечтах, нетерпеливая жажда немедленного практического результата от тех
идеалов, в которые он уверовал. Убежденный в святости заповеди Спасителя «вера
без дела мертва есть», Салтыков, подобно Лескову, Толстому и Достоевскому,
полагал, что само христианство было бы тщетным, если бы оно не содействовало
умножению в людях добра, правды и мира.
Обе повести были
опубликованы в журнале «Отечественные записки», но принесли они Салтыкову не
славу, не литературный успех... В феврале 1848 года началась революция во
Франции. Под влиянием известий из Парижа в конце февраля в Петербурге был
организован негласный комитет с целью «рассмотреть, правильно ли действует
цензура и издаваемые журналы соблюдают ли данные каждому программы».
Правительственный комитет не мог не заметить в повестях молодого чиновника
канцелярии Военного ведомства «вредного направления». В ночь с 21 на 22 апреля
1848 года Салтыков был арестован, а шесть дней спустя в сопровождении жандармов
отправлен в далекую и глухую по тем временам Вятку. |