Роман создавался в 1858 году, когда
революционеры-демократы и либералы еще выступали вместе. Но симптомы
предстоящего раскола, который произошел в 1859 году, глубоко тревожили чуткого
Тургенева. Эта тревога нашла отражение в романе. Тургенев понимал: дворянство
подошло к роковому историческому рубежу, жизнь послала ему суровое испытание.
Способно ли оно удержать позицию ведущей исторической силы, искупив
многовековую вину перед крепостным мужиком?
Лаврецкий — герой, собравший в себе лучшие
качества русского дворянства. Он входит в роман не один: за ним тянется предыстория
дворянского рода, укрупняющая проблематику романа. Речь идет не только о личности
Лаврецкого, но и об исторических судьбах
сословия, последним отпрыском
которого является герой. Тургенев обличает дворянскую беспочвенность — отрыв от родной культуры, от народа, от
русских корней. Таков отец Лаврецкого — то галломан, то англоман. Тургенев
опасается, что эта беспочвенность может причинить России много бед. В
современных условиях она порождает бюрократов-западников, каким является в
романе петербургский чиновник Паншин.
Для Паншина Россия — пустырь,
на котором можно осуществлять любые эксперименты. Лаврецкий разбивает
Паншина и крайних западников по всем пунктам их программ. Он предостерегает от
опасности «надменных переделок» России с высоты «чиновничьего самосознания»,
говорит о катастрофических последствиях тех реформ, которые «не оправданы ни
знанием родной земли, ни верой в идеал».
Начало жизненного пути Лаврецкого типично для
его круга. Лучшие годы он тратит впустую на светские развлечения, на женскую
любовь, на заграничные скитания. Как потом Пьер Безухов у Толстого, Лаврецкий
втягивается в этот омут и попадает в сети светской куклы Варвары Павловны,
скрывающей за внешней красотой холодный эгоизм. Обманутый женой,
разочарованный, Лаврецкий круто меняет жизнь и возвращается домой. Опустошенная
душа его вбирает впечатления забытой родины: длинные межи, заросшие
чернобыльником, полынью и полевой рябиной, свежую, степную, тучную голь и
глушь, длинные холмы, овраги, серые деревни, ветхий дом с закрытыми ставнями и
кривым крылечком, сад с бурьяном и лопухами, крыжовником и малиной.
Погружаясь в теплую глубину деревенской, русской
глуши, Лаврецкий исцеляется от суеты прошлой жизни. Наступает момент полного
растворения личности в течении
русской жизни: «И всегда, во всякое время тиха и
неспешна здесь жизнь... кто входит в ее круг — покоряйся: здесь незачем волноваться,
нечего мутить; здесь только тому и удача, кто прокладывает свою тропинку не
торопясь, как ^пахарь борозду плугом. И какая сила кругом, какое здоровье в
этой бездейственной тиши! Вот тут, под окном, коренастый лопух лезет из густой
травы; над ним вытягивает зоря свой сочный стебель, богородицыны слезки еще
выше выкидывают свои розовые кудри, а там, дальше, в полях, лоснится рожь, и
овес уже пошел в трубочку, и ширится во всю ширину свою каждый лист на каждом
дереве, каждая травка на своем стебле».
Живым олицетворением родины, народной России
является центральная героиня романа Лиза Калитина. Эта дворянская девушка,
как пушкинская Татьяна, впитала в себя лучшие соки народной культуры. Ее
воспитывала нянюшка, простая русская крестьянка. Книгами ее детства были жития
святых. Лизу покоряла самоотверженность отшельников, святых угодников и
мучениц, их готовность пострадать и даже умереть за правду. Лиза религиозна в
духе народных верований: ее привлекает в религии не обрядовая сторона, а пронзительная
совестливость, терпеливость и готовность безоговорочно подчиняться требованиям
сурового нравственного долга.
Возрождающийся к новой жизни Лаврецкий получает
известие о смерти жены. Он свободен. Вместе с заново обретаемым чувством
родины к нему приходит новое чувство чистой, одухотворенной любви. Лиза
является перед ним как продолжение глубоко пережитого сыновнего слияния с
животворной тишиной деревенской Руси. «Тишина обнимает его со всех сторон,
солнце катится тихо по спокойному синему небу, и облака тихо плывут по нем».
Ту же самую исцеляющую тишину ловит Лаврецкий в «тихом движении Лизиных глаз»,
когда «красноватый камыш тихо шелестел вокруг них, впереди тихо сияла
неподвижная вода и разговор у них шел тихий».
Любовь Лизы и Лаврецкого глубоко одухотворенна и
поэтична. С ней заодно и свет лучистых звезд в ласковой тишине майской ночи, и
божественные звуки музыки, сочиненной старым музыкантом Леммом. Но что-то
настораживает читателя, какие-то роковые предчувствия омрачают радость. Лизе
кажется, что такое счастье непростительно, что за него последует расплата. Она
стыдится той радости, той жизненной полноты, какую обещает ей любовь.
Как верующая девушка, истинная христианка, Лиза
считает, что счастье на земле не зависит от человека, да и не может земная
жизнь дать нам почувствовать и пережить
всю его полноту.
Всякое стремление к
личному счастью, всякая погоня за ним греховны в своей основе.
Утонченным нравственным чутьем Лиза оценивает недостойную
реакцию Лаврецкого на известие о смерти жены, вызвавшее не боль, не
сострадание, а скорее чувство облегчения и тайной радости. Лиза упрекает его за
это: «Мне все мерещится ваша покойная жена, и вы мне страшны». Порой и сам
Лаврецкий, нравственно прозревая, чувствует страх за себя. «Иногда он сам себе
становился гадок: «Что это я, — думал он, — жду, как ворон крови, верной вести
о смерти жены». И «в его душевном состоянии было что-то возмутительное для
чистого чувства». В положении Лаврецкого оказывается возмутительной сама мечта
о возможности личного счастья, как бы купленного ценой смерти некогда близкого
ему человека.
Чувство внутренней вины обостряет входящая в
роман народная тема. Укором влюбленному Лаврецкому является образ крепостного
мужика: «С густой бородой и угрюмым лицом, взъерошенный и измятый, вошел он в
церковь, разом стал на оба колена и тотчас же принялся поспешно креститься,
закидывая назад голову после каждого поклона. Такое горькое горе сказывалось в
его лице, во всех его движениях, что Лаврецкий решился подойти к нему и
спросить его, что с ним. Мужик пугливо и сурово отшатнулся, посмотрел на
него... «Сын помер», — произнес он скороговоркой и снова принялся класть
поклоны...»
В самые счастливые минуты жизни Лаврецкий и Лиза
не могут освободиться от тайного чувства стыда, от ощущения непростительности
своего счастья. «Оглянись, кто вокруг тебя блаженствует, кто наслаждается? Вон
мужик едет на косьбу; может быть, он доволен своей судьбою... Что ж? захотел ли
бы ты поменяться с ним?» И хотя Лаврецкий спорит с Лизой, с ее суровой
моралью, в ответах девушки чувствуется своя правда и сила.
И вот оказывается, что известие о смерти жены
было ложным. Варвара Павловна неожиданно приезжает в Россию. Катастрофа романа
Лизы и Лаврецкого не воспринимается как роковая случайность. В ней герою видится суровое предупреждение,
возмездие за пренебрежение общественным долгом, за жизнь его отцов, дедов,
за прошлое самого Лаврецкого, за обольщения последних дней. Как
возмездие принимает случившееся и Лиза, решающая уйти в монастырь, совершая
тем самым нравственный подвиг: «Такой урок недаром, — говорит она, — да я уж не
в первый раз об этом думаю. Счастье ко мне не шло; даже когда у меня были
надежды на счастье, сердце у меня все щемило. Я все знаю, и свои грехи, и
чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю все. Все это отмолить, отмолить надо... Отзывает меня что-то;
тошно мне, хочется мне запереться навек».
В счастливые мгновения любви Лаврецкий мечтал о
духовном союзе с Лизой. «Но Лиза, — думал он, — не чета той: она бы не
потребовала от меня постыдных жертв; она не отвлекла бы меня от моих занятий;
она бы сама воодушевила меня на честный, строгий труд, и мы пошли бы оба
вперед к прекрасной цели».
Этим мечтам не суждено осуществиться. Уход Лизы
в монастырь утверждает то качество русской святости, которое вызывало у
Лаврецкого и стоящего за ним автора некоторую тревогу. Настораживал тот
мироотречный уклон, который был свойствен духовным порывам народа,
относившегося подчас ко всей земной жизни как к царству греха.
Лаврецкий исполнит в романе другую исконную заповедь
христианина — «в поте лица добывать хлеб свой». В эпилоге романа прозвучит
элегический мотив скоротечности жизни, стремительного бега времени. Прошло
восемь лет, ушла из жизни Марфа Тимофеевна, не стало матери Лизы Калитиной,
умер Лемм, постарел и душой и телом Лаврецкий. В течение этих восьми лет
совершился перелом и в его жизни: он перестал думать о собственном счастье, о
своекорыстных целях и достиг того, чего добивался, — сделался хорошим
хозяином, выучился «пахать землю», упрочил быт своих крестьян.
Но все же грустен финал тургеневского романа.
Ведь одновременно с этим, как песок сквозь пальцы, утекла в небытие почти вся
молодая жизнь героя. Поседевший Лаврецкий посещает усадьбу Калитиных: «Он
вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, была та самая скамейка, на
которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, неповторившихся
мгновений; она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то
чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, — чувство живой грусти
об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал».
В финале романа герой
приветствует молодое поколение, идущее ему на смену: «Играйте, веселитесь,
растите молодые силы...» В эпоху 60-х годов такой финал воспринимали как
прощание Тургенева с дворянским периодом русской истории. А в «молодых силах»
видели «новых людей», разночинцев. Едва ли сам Тургенев мыслил так
прямолинейно. Речь шла лишь о судьбе его поколения, о людях сороковых годов,
которые должны были по неумолимой логике жизни уступить место новым, молодым
силам. |