Фет чувствует музыкальную природу своей
поэтической образности. Он пишет: «Что не выскажешь словами, звуком на душу
навей». Слова в его стихах многозвучны, эпитеты схватывают не только прямые, но
и косвенные признаки предметов, к которым они относятся: «тающая скрипка»,
«серебряные сны», «благовонные речи», «румяное сердце», «овдовевшая лазурь».
Эпитет к скрипке «тающая» передает впечатление от ее звуков. И не лазурь
«овдовела», а земля. Когда солнце перестало греть ее и отвернулось, у
«овдовевшей» земли перехватило дыхание — воздух прояснел. Поэзия Фета вся живет
такими сложными ассоциациями, сближающими ее с музыкой. Именно поэтому
музыкальная тема непосредственно входит в его стихи:
Какие-то носятся звуки И льнут к моему
изголовью. Полны они томной разлуки, Дрожат небывалой любовью.
Фет
— поэт светлых, чистых и жизнеутверждающих чувств. В его стремлении поднять
человека над серыми буднями жизни, напомнить ему о «райских селениях» сказывалась
не безотчетная, а осознанная позиция. В предисловии к сборнику «Вечерние огни»
Фет писал: «Скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, жизненные тяготы и
заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и
пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным
воздухом поэзии». |