Новый тип счастливца-жизнеустроителя
перекликается с Якимом Нагим и Ермилом Гириным, несет в своей дупле что-то от
Савелия, что-то от Матрены Тимофеевны, что-то от своего крестного отца —
деревенского Власа-старосты.
В характере нового общественного деятеля
Некрасов еще решительнее подчеркивает народно-христианские его истоки,
ориентируется на традиции отечественного благочестия.
Создавая образ Гриши Добросклонова, поэт,
по-видимому, держит в качестве одного из его прототипов не столько личность
Добролюбова, сколько свойственную русскому идеалу святости преобладающую черту
— добротолюбие, неискоренимое убеждение, что не может быть истинной
праведности без добрых дел.
Некрасовский герой — сын не городского дьякона
или священника, как Чернышевский и Добролюбов, а бедного сельского дьячка.
Будущее России Гриша связывает с православными идеалами нестяжателъства и
скромного достатка: «Мы же немного / Просим у Бога: / Честное дело / Делать
умело / Силы нам дай! // Жизнь трудовая — / Другу прямая / К сердцу дорога, /
Прочь от порога, / Трус и лентяй! / То ли не рай?» Некрасов специально подчеркивает
народно-крестьянские истоки добротолюбия юного праведника. Крестным отцом его
является Влас, который «болел за всю вахлачину — не за одну семью». И в сердце
Григория «с любовью к бедной матери» слилась «любовь ко всей вахлачине». Ведь
именно крестный Влас и другие сердобольные вахлаки не дали семье дьячка Трифона
умереть с голоду. В числе наставников отрока упоминается учитель духовной
семинарии отец Аполлинарий, народолюбец и патриот. Его мудрость тоже входит в
финальную песню «Русь», сочиненную Гришей: «Издревле Русь спасалася /
Народными порывами». / (Народ с Ильею Муромцем / Сравнил ученый поп.)».
В «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов впервые показал
появление народного заступника не из высших слоев общества, а из крестьянской
среды. Изменилось и представление Некрасова о роли героической личности. В
начале 1860-х годов поэт в «сеятелях» видел творческую силу истории, без них,
считал он, «заглохла б нива жизни» («Памяти Добролюбова»). В «Пире...» Некрасов
связывает надежды на перемены с Ангелом милосердия, который волей Божьего
промысла будит восприимчивые души людей из народа и зовет их с путей лукавых
на иные, узкие, праведные пути. Призывная песня, которую Ангел поет о торной
дороге соблазнов и тесной дороге заступничества за обойденных и угнетенных,
восходит к известным словам Спасителя: «Входите тесными вратами; потому что
широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому
что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:
13—14). Как и в раннем творчестве, народные заступники у Некрасова отмечены «печатью дара Божия», судьба их подобна
комете — «падучей звезде». Но круг их расширяется — и не только количественно:
происходит качественное обновление, в него все более активно включаются
выходцы из самого народа: «Встали — небужены, / Вышли — непрошены, / Жита по
зернышку / Горы наношены!»
Встали те, которых «сеятели» не будили: их
пробуждение произошло не по людскому самоуправству, а по Божьему произволению.
Гриша в этом смысле гораздо скромнее предыдущих героев Некрасова, он не
мыслится поэтом в роли «гения», призванного вести за собой «спящую» Русь. Она
уже не спит — она давно бодрствует, она учит отрока всматриваться в ее жизнь.
«Сеятелем» оказывается не интеллигент с богатым книжным опытом, а высшая
сила, движущая историю.
Пробуждение народа воспринимается теперь Некрасовым
как органический процесс, концы и начала которого, как «ключи от счастья
женского» и народного счастья вообще, находятся в руках «у Бога Самого». Это
пробуждение напоминает рост хлеба на Божьей ниве, сулящей терпеливому
труженику богатый урожай. «Поднимающаяся рать» сравнивается с природным
явлением, с нивой, на которой, по Божьей воле и человеческому усердию, зреют
обильные хлеба.
Но если народное пробуждение — природный
процесс, подчиненный законам Божеским, а не человеческим, требующий от
человека лишь соучастия в нем, то его нельзя ни искусственно задержать, ни
умышленно ускорить: к нему надо быть чутким и действовать не по своему произволу,
а в соответствии с его скрытым ритмом, подчиняясь его самодовлеющему ходу.
Всякие попытки «торопить историю» искусственны, неорганичны и заведомо
обречены на провал. Нельзя до времени найти счастливого или насильственно
осчастливить народ. Можно лишь «в минуту унынья» мечтать о его будущем, но
смиряться с тем, что рождение гражданина в народе сопряжено с долгим, плодотворным
процессом роста и созревания, цикл которого установлен свыше и человеком не
может быть укорочен или удлинен:
Еще суждено тебе много страдать, Но ты не
погибнешь, я знаю...
Эта мудрая правда — открытие позднего Некрасова,
связанное с постепенным изживанием и преодолением просветительства. Гриша
потому и доволен созревшей в нем песней «Русь», что в ней как бы помимо его
воли «горячо сказалася» «великая Правда». И в готовности завтра
разучить эту песню с вахлаками нет у Гриши самоуверенности. Он знает меру
собственным словам и слабым человеческим силам и не уповает самонадеянно на
свои просветительские способности. Потому и возникает у него посылка к силам
горним и высшим: «Помогай, о Боже, им!» Его песня, сколь бы удачной она ни
была, может повлиять на мужиков лишь в той мере, в какой в ней выразилось Божье
произволение. Брат Гриши, выслушав «Русь», сказал: «Божественно». Значит, у
народолюбца есть надежды, что она будет понята народом. Такой финал — поэтический
вызов Некрасова народническому радикализму, теории «героя и толпы», лежавшей в
основе этого общественного движения.
Но ведь и песня «Русь» еще не предел и не итог. Как
к святому в «тонком сне», к Грише приходят еще невнятные и не оформленные в
слова звуки новой песни, лучше и краше прежней. Эти «благодатные звуки», пока
еще не сложившиеся в песню, обещают «воплощения счастия народного» — тот
ответ, который тщетно искали некрасовские ходоки-правдоискатели. А потому пути
странников, как и пути народных заступников, устремлены в таинственные дали
истории. |