Прочесть и знать
содержание нескольких рассказов И. А. Бунина. Можно порекомендовать рассказы «Антоновские яблоки», «Деревня», «Грамматика любви», «Легкое
дыхание», «Ли-чарда»; рассказы из сборника «Темные аллеи» — «Темные аллеи»,
«Чистый понедельник», «Руся», «Холодная осень», «Волки»; чаще других в школе изучаются рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Основные факты жизни
и творчества И. А. Бунина.
Особенности писательского стиля, черты
новаторства прозы И. А. Бунина. Вклад И. А. Бунина в русскую и мировую культуру.
Понятия, которые
важно усвоить в связи с изучением творчества И. А. Бунина:
•тема России в творчестве Бунина;
•художественное новаторство прозы И. А. Бунина.
КРАТКОЕСОДЕРЖАНИЕРАЗДЕЛА (КОНСПЕКТ)
Место рождения: Воронеж, место
смерти: Париж, место упокоения: кладбище Сент-Женевьев де Буа.
Основные
произведения: стихотворный сборник «Листопад» (1901 год).
Стихотворный перевод
поэмы американского поэта Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
Эпические
произведения: «Деревня», «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга»,
«Легкое дыхание», сборник рассказов «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева».
Творчество можно
разделить на два периода: до 1920 года и после 1920 года, когда И. А. Бунин уезжает в
эмиграцию. Причиной эмиграции послужило резкое неприятие социалистического
строя, неприятие изменений, произошедших в Советской России.
Талант И. А. Бунина
был высоко оценен мировой культурной общественностью: в 1933 году он первым из
русских писателей был награжден Нобелевской премией «за строгий артистический талант, с
которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».
даты жизни и творчества
10/22 октября, 1870
год — родился Иван Бунин в семье орловских помещиков Алексея Николаевича и Людмилы
Александровны.
1887—1892 годы —
первые публикации — стихов, критических статей.
1900 год — появление в
печати рассказа «Антоновские яблоки», признанного шедевром новейшей прозы. Бунин
становится известнейшим писателем в России. До революции издаются такие сборники
повестей и рассказов, как «Суходол», «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско», повесть
«Деревня».
1920 год — И. А.
Бунин с женой В. Н. Муромцевой отправляется в эмиграцию — сначала в Константинополь,
потом, после скитаний, попадают в Париж; в Париже и Грассе, на юге Франции, пройдет
большая часть жизни этой семьи в эмиграции. В эмиграции Буниным написано более
десяти книг.
1927—1933 годы —
работа над романом «Жизнь Арсеньева», единственным романом И. А. Бунина.
1933 год — Нобелевский
комитет присуждает премию И. А. Бунину, первый русский писатель удостоен этой
награды.
1953 год, 8 ноября — Иван Бунин умер.
Тема России в творчестве бунина
Тема России возникает в творчестве И. А.
Бунина еще до эмиграции, например, в таких повестях, как «Деревня», «Суходол».
В этих произведениях
представлена деревенская, земляная Россия; в повести «Деревня» — мужичья,
крестьянская, в «Суходоле» — помещичья, дворянская.
Действие в «Суходоле»
происходит еще до отмены крепостного права, и если выстроить определенный
хронологический порядок действия в произведениях Бунина, написанных и до эмиграции, и после нее,
то возникает возможность увидеть, что писатель в образе России искал как нечто такое,
что является неизменным в национальном русском характере и что позволяет сохранить ее культуру,
что выделяет ее из числа других стран, что можно назвать ее духом, так и то,
что привело к коренным изменениям ее уклада и заставило многих не принять эти
изменения.
В одном из своих
стихотворений Бунин заявил: «Я не люблю, о Русь, твоей несмелой тысячелетней
рабской нищеты».
Эта же мысль звучит в повести «Деревня»,
вызвавшей в свое время большие споры в критике. Россия изображена в этом произведении в момент
смуты 1905 года, и споры, скорее, касались вопросов политических, нежели
философских или художественных. Однако Бунин изображал не сами эти события, но народную, или, как
тогда говорили, мужицкую, стихию, и, можно сказать, увидел в ней начало той катастрофы,
которая разразилась над
помещичьей, крестьянской, православной Россией в 1917 году, а в национальном характере увидел черты необузданности, своеволия, жестокости, революцией проявленные.
Глубокое внутреннее
единство с повестью «Деревня» имеет повесть «Суходол». Об ужасающей нищете
деревни, душевной и физической скверне, рабстве, безмерной жестокости и низости, равнодушии мужика
к мужику рассказывается в «Суходоле», но на этом фоне показан образ Анисьи,
образ, с которым связана бесконечная боль Бунина, его бесконечное сострадание России. Этот образ
представлен Буниным не только в ореоле страдания, но и в ореоле благости. А в образе
Захара Воробьева (рассказ «Захар Воробьев»), умирающего от опьянения, показано непобедимое,
исконное благородство души.
В эмиграции Россия
возникала как исчезнувший с лица земли, но глубоко сокрытый град Китеж. Роман
«Жизнь Арсенье-ва», сборник рассказов «Темные аллеи» воскрешают утраченную Россию, и в них
не только звучит элегия покинутых дворянских усадеб, их «темных аллей», разорванных
родовых связей, а сам дух ее культуры, в котором на основе христианства спаяны ее и
крестьянское, и дворянское начала.
художественное новаторство прозы И. А. бунина
Художественное новаторство прозы И. А. Бунина
заключалось, прежде всего, в том, что средствами слова он сумел передать
«необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни, но
о чем не пишут в книгах». Во многих случаях это оказалось возможным благодаря
особым образом выстроенной композиции произведений. Так, без этого приема историю Оли Мещерской
(рассказ «Легкое дыхание») можно было бы принять за нравоучительную историю.
Однако нарушенный по хронологии ход событий рассказа, помещение в центр повествования отрывка
из дневника Оли с его исполненной отчаяния и вызывающей тревогу фразой «Теперь
мне один выход...», пейзажное обрамление, где выделена деталь — апрельский весенний
ветер, звенящий в кладбищенском венке, — открывают совсем иные смыслы
произведения. Они сложны, потому что касаются самых глубоких тайн бытия —
трагедии утраты Целомудрия (речь идет не об одной какой-то девушке, а об утрате целомудрия
человеком), трагедии смерти и тайне бессмертного
духа, начале начал. Так Бунину в художественном произведении, в малом эпическом жанре, жанре рассказа, удается не только многое изобразить, но поставить и
художественно разрешить проблемы,
достойные романа. Художественное новаторство
прозы И. А. Бунина заключалось прежде всего в том, что средствами слова он сумел передать «необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что
есть в жизни, но о чем не пишут в
книгах».