В трудные дни духовного бездорожья, на закате
молодости вновь вспыхнула ярким пламенем романтическая любовь Тургенева к
Полине Виардо, всегда спасавшая его в критических ситуациях. Он познакомился с
гениальной певицей, другом Жорж Санд 1 ноября 1843 года во время гастролей в
Петербурге Итальянской оперы и отныне называл это событие «священным днем»
своей жизни. Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была
необычной, романтической. Средневековое рыцарство со священным культом
Прекрасной Дамы светилось в ней. В демократическом кружке Некрасова и
Белинского, а потом и Чернышевского с Добролюбовым более приземленно и просто
смотрели на «таинственные отношения» между мужчиной и женщиной и к
романтическому чувству Тургенева относились с иронической улыбкой. Тем не
менее до самой старости писатель любил избранницу своего сердца свежо и молодо,
весенним чувством первой любви.
Весной 1863 года Полина Виардо простилась с
парижской публикой и переехала с семьей в немецкий город Ба-ден-Баден.
Тургенев приобрел здесь участок земли, прилегавший к вилле Виардо, и построил
дом. Связи писателя с Россией ослабевали. Если раньше его, как перелетную
птицу, с наступлением весенних дней неудержимо тянуло в Россию, то теперь
наезды в Москву и Петербург стали торопливыми. Духовная бесприютность, идейная
смута, овладевшие Тургеневым в связи с крахом либеральных надежд, еще сильнее
прибивали писателя к чужой семье, которую он считал своей и в которой его все
любили. В России же он видел теперь лишь брожение, отсутствие всего твердого и
определенного. «Все наши так называемые направления — словно пена на квасу:
смотришь — вся поверхность покрыта, — а там и ничего нет, и след простыл...»;
«Говорят иные астрономы, что кометы становятся планетами, переходя из
газообразного состояния в твердое; всеобщая газообразность России меня
смущает — и заставляет думать, что мы еще далеки от планетарного состояния.
Нигде ничего крепкого, твердого — нигде никакого зерна; не говорю уже о
сословиях — в самом народе этого нет».
В таком настроении Тургенев и начал работу над
романом «Дым», который был опубликован в мартовском номере «Русского
вестника» за 1867 год. Это роман глубоких сомнений и слабо теплящихся надежд. В
нем изображается особое состояние мира, периодически случающееся в истории
человечества: люди потеряли освещающую их жизнь цель, смысл жизни заволокло
туманом. Герои живут и действуют как впотьмах: спорят, ссорятся, суетятся, бросаются
в крайности.
Тургенев наносит удары и по правительственной
партии, и по революционной эмиграции. В жизни, охваченной «газообразным»
движением идей и мнений, человеку трудно сохранить уверенность в себе. И вот
главный герой, Литвинов, задыхаясь в хаосе пустых мнений, бесконечных и
назойливых словопрений, вдруг попадает во власть живой, напряженной,
трагической любви. Она налетает как вихрь и берет в плен всего человека. Для
Литвинова и Ирины в этой страсти открывается единственный исход и спасение от
духоты окружающей жизни. Роман Литвинова и Ирины ярок своей огненной,
разрушительной красотой.
«Культурнические» идеи Тургенева в какой-то мере
выражает другой герой романа — Потугин. Он считает, что Россия — европейская
страна, призванная органически освоить достижения западной цивилизации, чтобы
двинуться вперед. Основной удар Потугин наносит русскому самохвальству. Но в
своих критических высказываниях герой впадает в крайности, оскорбительные для
русского национального достоинства. Правда, Тургенев дает понять, что сам
Потугин страдает от желчности и ворчливости, порожденных внутренним бессилием
потерянного, несчастного, неустроенного человека. Не случайно, что у героя
такая неполноценная фамилия, и все, что он проповедует, погружается в
баденский «дым» — ключевой в романе образ. Этим дымом окутаны все герои.
В финале романа есть слабый намек на возрождение
России — на переход ее из «газообразного» состояния в «планетарное». Литвинов
возвращается на родину и в деревенской глуши ведет скромную созидательную
работу. В одном из писем тех лет Тургенев сказал: «Народная жизнь переживает
воспитательный период внутреннего, хорового развития, разложения и сложения;
ей нужны помощники — не вожаки; когда этот период кончится, снова появятся
крупные, оригинальные личности».
«Дым» не принес Тургеневу успеха. Демократы не
могли простить писателю карикатурного изображения революционной эмиграции,
консерваторы — сатирического изображения придворных в сцене пикника русских
генералов в Баден-Бадене. Всеобщее недовольство вызвал Потугин. Анонимный
рецензент газеты «Голос» заявлял: «Не с любовью глядит господин Тургенев на
Россию «из своего прекрасного далека», презреньем мечет он в нее оттуда!» Ф. И.
Тютчев обвинил писателя в полном «отсутствии национального чувства».
Достоевский в романе «Бесы» вывел Тургенева в карикатурном образе «русского
европейца», писателя Кармазинова. |