В 1837 году Тургенев со степенью кандидата
окончил филологическое отделение философского факультета Петербургского
университета. Здесь на юного Тургенева обратил внимание профессор русской
словесности, друг А. С. Пушкина П. А. Плетнев и одобрил его первые поэтические
опыты. В мае 1838 года Тургенев отправился в Берлинский университет, желая
получить философское образование. Школа немецкой классической философии, которую
писатель прошел в юности, сыграла плодотворную роль в становлении его художественного
мироощущения.
Шеллинг и Гегель дали русской молодежи 1830-х
годов целостное воззрение на жизнь природы и общества, вселили веру в разумную
целесообразность исторического процесса, ведомого Творцом к конечному
торжеству Добра, Истины и Красоты. Вселенная понималась Шеллингом как живое и
одухотворенное существо, которое развивается и растет по целесообразным
законам. Эти законы не формируются в процессе развития, а предшествуют ему как
некая Божественная данность. Как в зерне содержится будущее растение, так и в
Мировой Душе заключен идеальный проект, «замысел». Мировая Душа, Бог творит
Вселенную как художник.
Грядущее торжество этой гармонии предвосхищается
в произведениях гениальных писателей или философов. Гений, по Шеллингу,
обладает благодатной интеллектуальной интуицией, с помощью которой он
одухотворяет объективную реальность жизни в своих произведениях. Искусство (а
у Гегеля — философия) — высшая форма проявления творческих сил Мирового Духа.
В гениальных художественных созданиях проектируется идеальный мир, к которому
устремлена Вселенная в своем развитии, достигается будущее торжество
космических стихий над разрушительными, хаотическими. Гениальный писатель
является органом Мировой Души.
Ключевую роль в процессе одухотворения Вселенной
наряду с искусством играет любовь. Это универсальное чувство, просветляющее
мир. Любовью связывается воедино идеальная основа бытия и реальное
существование. Любовь между мужчиной и женщиной — одно из могущественнейших
проявлений всеобщего закона любви, усилием которой творится, совершенствуется
и одухотворяется мир. Поэтому люди тургеневского поколения обожествляли это
чувство, видели в нем дар свыше. Любящий человек в их глазах был избранником
самого Творца.
Немецкая классическая философия смотрела на историю
человечества как на развитие от состояния, в котором нет свободы, а сознание
людей помрачено злом, к торжеству правды и добра. «Всемирный дух, — писал
Гегель, — никогда не стоит на одном месте. Он постоянно идет вперед, потому
что в этом движении вперед состоит его природа. Иногда кажется, что он
остановился, что он утрачивает свое стремление к самопознанию. Но это только
так кажется. На самом деле в нем совершается тогда глубокая внутренняя работа,
незаметная до тех пор, пока не обнаружатся достигнутые ею результаты, пока не
разлетится в прах кора устаревших взглядов и сам он, вновь помолодевший, не
двинется вперед семимильными шагами».
Русским юношам 1830-х годов, тяжело переживавшим
политическую реакцию, наступившую в России после подавления восстания
декабристов, такая философия давала веру в грядущие перемены. И в Берлине, в кружке русских
студентов, говорили не только о «Всемирном Духе», но и о необходимости
общественных преобразований. А однажды участники кружка, взявшись за руки,
дали «торжественное обещание» посвятить все силы борьбе за отмену крепостного
права. Это была клятва, которую Тургенев называл « аннибаловской ». |