К. Г. ПАУСТОВСКИЙ
«ТЕЛЕГРАММА»
Новелла
«Телеграмма» (1946 год) очень характерна для творчества К. Г. Паустовского.
Писатель в обыкновенном течении жизни видел романтику, чудо, любил людей
добрых, преображающих жизнь. Его описания (пейзажи, портреты, автохарактеристики)
очень ярки, лаконичны, писатель доверяет читательскому воображению.
В описании портрета
героини новеллы «Телеграмма» Насти дано лишь несколько деталей — «русые волосы
и большие холодные глаза» да сопоставление Насти с Сольвейг, персонажем драмы
Ибсена. Но читатель догадывается о холодности, гордости, надменности Насти,
занимающейся помощью людям, но забывшей о своей престарелой матери.
Новелла об одинокой
смерти живущей в провинции матери Насти Катерины Петровны. Автор описывает
интерьер ее дома, подчеркивающий невписанность Катерины Петровны в современное
течение жизни.
В серединной части
новеллы автор повествует о делах Насти в Ленинграде. Будучи секретарем союза
художников, она помогает его членам устраивать выставки, налаживать быт. В новелле
есть необычный персонаж — скульптурный бюст писателя Николая Васильевича
Гоголя, выполненный талантливым художником Тимофеевым. Именно Гоголь с его
ироничным взглядом, тонко бьющейся на лбу склеротической жилкой, становится
обличителем Настиной совести. Во второй раз уже на открытии выставки,
почувствовав этот взгляд, Настя вспоминает и мамино письмо и телеграмму
колхозного сторожа Тихо на: «Катя помирает. Тихон». Теперь Настя произносит
забытое слово «мама» и торопится успеть в Заборье, к маме.
При кончине
Катерины Петровны присутствуют ухаживающие за ней Тихон и девочка Манюшка.
Умирающая женщина отвергает утешительную телеграмму, которую составил на поч те
сам Тихон, желая скрасить одиночество Катерины Петров ны: «Дожидайтесь,
выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша
Настя». Катерина
Петровна поняла утешительный жест Тихо на: «Спасибо тебе за добрые слова, за
ласку». После ее смерти Тихон ругает ни в чем не повинную Манюшку: «За добро
плати добром, не будь такой пустельгой». В этих словах простого колхозника
заключен нравственный завет писателя.
Настя не поспела к
умирающей матери. Раскаялась ли она? Трудно сказать, ведь уехала она из Заборья
крадучись, может быть, потому что чувствовала свою «непоправимую вину, невыносимую
тяжесть».
В рассказе упомянуты две телеграммы. О какой из них
идет речь в заглавии? Можно утверждать, что весь рассказ — большая
«телеграмма» писателя о необходимости творить добро, помнить о добром звании
человека. |