После публикации романа «Что делать?» страницы
легальных изданий закрылись для Чернышевского навсегда. Вслед за гражданской
казнью потянулись долгие и мучительные годы сибирской ссылки. Однако и там
Чернышевский продолжал упорную беллетристическую работу. Он задумал трилогию,
состоящую из романов «Старина», «Пролог» и «Утопия». Роман «Старина» был тайно
переправлен в Петербург, но двоюродный брат писателя А. Н. Пыпин в 1866 году
вынужден был его уничтожить, когда после выстрела Каракозова в Александра II в Петербурге начались обыски и аресты. Роман
«Утопия» Чернышевский не написал, до нас дошел лишь незавершенный роман
«Пролог».
Действие «Пролога» начинается с 1857 года и
открывается описанием петербургской весны. Это образ метафорический, явно
намекающий на «весну» общественного пробуждения, на время больших ожиданий и
надежд. Но русская жизнь сразу же разрушает иллюзии: «восхищаясь весною», Петербург
«продолжал жить по-зимнему, за двойными рамами. И в этом он был прав:
ладожский лед еще не прошел».
Этого ощущения надвигающегося «ладожского льда»
не было в романе «Что делать?». Он заканчивался оптимистической главой
«Перемена декораций», в которой Чернышевский отразил надежду дождаться
революционного переворота очень скоро... Но он не дождался его. Горьким
сознанием утраченных иллюзий пронизаны страницы романа «Пролог». Если пафос
«Что делать?» — оптимистическое утверждение мечты, то пафос «Пролога» —
столкновение мечты с суровой реальностью.
Вместе с общей тональностью романа изменяются и
его герои: там, где был Рахметов, теперь появляется Волгин. Это типичный
интеллигент. Он все время иронизирует, горько подшучивает над самим собой.
Волгин — человек «мнительного, робкого характера», принцип его жизни — «ждать и
ждать как можно дольше, как можно тише ждать». Чем вызвана столь странная для
революционера позиция?
В драматическую минуту жизни Волгин вспоминает,
«как, бывало, идет по улице его родного города толпа пьяных бурлаков: шум,
крик, удалые песни, разбойничьи песни. Чужой подумал бы: «Город в опасности, —
вот, вот бросятся грабить лавки и дома, разнесут все по щепочке». Немножко
растворяется дверь будки, откуда просовывается заспанное старческое лицо, с
седыми, наполовину вылинявшими усами, раскрывается беззубый рот и не то кричит,
не то стонет дряхлым хрипом: «Скоты, чего разорались? Вот я вас!» Удалая
ватага притихла, передний за заднего хоронится, — еще бы такой окрик, и
разбежались бы удалые молодцы, величавшие себя «не ворами, не разбойничками,
Стеньки Разина работничками», обещавшие, что как они «веслом махнут», то и
«Москвой тряхнут», — разбежались бы, куда глаза глядят... «Жалкая нация,
жалкая нация! Нация рабов, — снизу доверху, все сплошь рабы...» — думал он и
хмурил брови».
Упрекая народ в рабстве за отсутствие в нем
революционности, Волгин в спорах со своим молодым другом Левицким высказывает
сомнение в целесообразности революционных путей изменения мира вообще: «Чем
ровнее и спокойнее ход улучшений, тем лучше. Это общий закон природы: данное
количество силы производит наибольшее количество движения, когда действует
ровно и постоянно; действие толчками и скачками менее экономно». Очевидно, и
сам Волгин находится в состоянии мучительных сомнений.
Что делать? На этот вопрос в «Прологе» нет
четкого ответа. Роман обрывается на драматической ноте незавершенного спора
между героями и «уходит» в описание любовных увлечений Левицкого, которые, в
свою очередь, прерываются на полуслове.
Таков итог художественного творчества
Чернышевского, отнюдь не снижающий значительности наследия писателя. Пушкин
как-то сказал: «Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют».
На каторге, гонимый и преследуемый, Чернышевский нашел в себе мужество прямо и
жестко посмотреть в глаза той правде, о которой он поведал себе и миру в
романе «Пролог».
Лишь в августе 1883 года Чернышевскому разрешили
вернуться из Сибири, но не в Петербург, а в Астрахань, под надзор полиции. Он
встретил Россию, охваченную правительственной реакцией после убийства
народовольцами Александра II. Изменилась русская жизнь, которую он с трудом понимал и войти в
которую уже не мог. После долгих хлопот ему позволили перебраться на родину, в
Саратов. Но вскоре после приезда, 17 (29) октября 1889 года, Чернышевский
скончался. |