Мир природы и человека в восприятии Тютчева не
завершен, он находится в состоянии мучительного творческого развития. Это
развитие в философской лирике Тютчева протекает в борьбе двух универсальных
состояний бытия — хаотического с космическим. Хаос воплощает стихию бунта и
разрушения, космос — стихию примирения и гармонии. В хаосе преобладают
демонические энергии, в космосе — Божественные. Борьба между ними еще не
закончена, поэтому порядок и организация в мире — «златотканый покров», под
которым дремлют силы разрушения:
Когда
пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них! («Последний
катаклизм»)
Однако борьба космоса с хаосом наиболее интенсивна не в природе, а
в общественной жизни и душе человека. Тютчев остро чувствует узость и тесноту
тех индивидуалистических форм, в которые начинает укладываться жизнь буржуазной
Европы. Новый миропорядок не только не усмиряет, но даже возбуждает хаотические
стихии в общении между людьми, угрожая им новыми потрясениями. В стихотворении
«День и ночь» этот взрыв совершается в столкновении дневных, космических с
ночными, хаотическими стихиями бытия:
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров...
Но дневная жизнь современного человечества не в состоянии утолить
его тоску по иным, более свободным формам общения. Эти неудовлетворенные
потребности ищут выхода. И как только «благодатный покров» дня поглощается
ночным мраком, выходит на поверхность не охваченная космосом темная бездна с ее
«страхами и мглами», с ее непросветленной, таинственно-разрушительной глубиной:
Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и с мира рокового Ткань
благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь... И бездна нам обнажена С
своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами — Вот отчего нам ночь
страшна!
Современная цивилизация непрочна и хрупка, она еще не в силах
высветить душевные глубины человека; подсознательные их недра остаются
темными, неупорядоченными, хаотическими. Угрожающая власть их над душою человека
особенно глубоко переживается в моменты ночной бури, когда разыгрываются и в
самой природе дикие, стихийные силы:
О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Что
значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о
непонятной муке — И роешь и взрываешь в нем Порой неистовые звуки!..
Трагическое звучание в лирике Тютчева получает тема одиночества
современного человека, наиболее глубоко раскрытая в стихотворении с латинским
названием «ВПепйит!» («Молчание»). Поэт сетует в нем на роковое бессилие слова,
неспособного точно выразить живую мысль и чувство. «Приблизительность»,
грубость человеческих слов по сравнению с бездонной глубиной душевного мира
обрекают человека на вечное одиночество:
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он,
чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,— Питайся
ими — и молчи.
Отсюда — ответственное отношение Тютчева к поэтическому слову,
которое ведь по природе своей рассчитано на ответный отклик, на понимание поэта
читателем. Тютчев оценивает это понимание очень высоко, видя в нем Божий дар.
Наряду с талантом поэта, он высоко ставит талант читателя:
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется,— И нам
сочувствие дается, Как нам дается благодать... |