художественный и Философский смысл
ЭПИЛОГА РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Эпилог романа
«Преступление и наказание» — важнейшая часть романа. Три момента эпилога надо
подчеркнуть: замечание Достоевского о том, что Раскольникова не любили, избегали
и даже ненавидели каторжане и любили Соню; сон, который приснился Раскольникову во время
болезни, и часть заключительных строк романа: «...В этих больных и бледных лицах уже
сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их
воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Многие страницы романа связаны с Евангелием, но эти в большей степени. Раскольникова
не любят на каторге за грех гордыни, именно за то, что он считал недостаточным
в себе — ведь
смог убить, не смог совладать с муками совести, то есть, по его теории, оказался не
«право имеющим», а «тварью дрожащей». Только с покаянием приходит к нему и любовь к
Соне, и расположение каторжан. Покаяние стало возможным для него только после
того, как
ему приснился сон о поселившихся и входящих в организм людей трихинах,
заражавших целые города и народы убеждением в собственном величии и правоте. Этот сон —
картина, навеянная Достоевскому Откровением Иоанна Богослова, или Апокалипсисом, учением о конце
света; картина, увиденная во сне Раскольниковым, обнажила наконец перед ним истинный
смысл его преступления. Вслед пришло признание наконец своей вины,
освободившее Раскольникова от того тяжелого мрака, в который он погружен на
протяжении всего романа, то есть пока чувствует себя правым. На место правоты пришла
любовь. Происходит это на следующей неделе после Святой, то есть Фоминой
неделе. Фома уверовал в воскресшего Христа только после того, как вложил
персты в его раны, а заканчивается эта неделя чтением евангельского текста о расслабленном
— человеке, которого Иисус исцелил после тридцати восьми лет неподвижности
и, встретив которого после его исцеления в храме, сказал ему: «Вот ты выздоровел; не
греши больше, чтоб не случилось с тобой чего хуже». Смыслы символов эпилога
романа и обнажают
истинную его идею. |