Лев Толстой в начале XX века:
Итоги и перспективы реализма
Отлучение великого
бунтаря Л.Н. Толстого от Церкви постановлением Синодом от 22-24 февраля 1901
года, его 80-летие в 1908 году, уход из Ясной Поляны и смерть в 1910 году были
объектом и темой множества философско-реальности – для Д.С. Мережковского, В.В.
Розанова, Н.А. Бердяева, Вяч. Иванова, строивших свои религиозно-философские
концепции, привлекая сочетания Толстого-моралиста, в конечном счете – для В.И.
Ленина, убедительно доказаавшего связь толстовских проповедей о непротивлении
злу с поведением русского крестьянства в дни революции 1905 года. Но
односторонность многих умствований, часто высокоталантливых, как и паломничеств
в Ясную Поляну, состояла в одном: шли не к Толстому-художнику, а… к толстовской
сохе и рубашке крестьянина.
Вспомните картину
И.Е. Репина, изображающую Толстого на пашне бредущим за белой лошадью и сохой
по борозде…
Между
тем он был вовлечен в историю, в духовную жизнь России не через одни проповеди
непротивления, а через свои гениальные прозаические творения. Может быть,
незаметно для самого Толстого, создавшего на рубеже веков роман «Воскресение»
(1899), повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904), «Смерть Ивана Ильича» (1884 1886),
«Крейцерова соната» (1887 1889), «Отец Сергий» (1890 1898). рассказ «После
бала» (1903), драму «Живой труп» (1900). с его произведениями свершилось то же.
что и с поэзией Пушкина: произошло массовое усвоение толстовского наследия, его
проникновение - через начальную школу, букварь, «Родную речь», журналы вроде
«Чтеца-декламатора» - в широчайшие слои народа, во все сословия. И когда в
1910-е годы и позднее футуристы призывали сбросить Пушкина с корабля
современности или атаковать, «расстрелять генералов-классиков», то в принципе
они не понимали, как коротки у них руки! И Пушкин, и Толстой, и Гоголь жили в
тысячах цитат, жили в народе, внутри самого русского языка, во всех жанрах. Их
слышали через язык!
Лев Толстой к тому же не был итогом, завершением движения
реализма. Великий писатель открывал в это время новые горизонты для обогащения
реализма. «Хаджи-Мурат» был уроком для всей прозы, уроком того, как небольшая
повесть может вместить дух и масштабность эпоса. А пьеса «Живой труп» возникла
из реальной истории мнимого самоубийцы и стала уроком «развертывания» скрытой
драматургии факта, документа в панорамной драме, формой естественного самовыражения
материала.
Поражает
изумительное по точности обозначение Толстым своей новой позиции для
проникновения в неисследованные глубины сознания в «Посмертных записках старца
Федора Кузьмина»: герой этого рассказа, кающийся старец, ведет повествование «на
пределе мысли и в начале молитвы». Какое потрясающее сочетание в акте познания,
оценке мира знаний, полученных в жизни, в работе мысли и откровений «свыше»!
Подобное одушевление знания молитвой присутствует во всей малой,
нравоучительной прозе позднего Толстого.
Подобный язык – «
на пределе мысли и в начале молитвы» - усвоил и реализм В. Распутина в «Прощании
с Матреной», В. Астафьева в «Царь-рыбе», В. Лихоносова в повести «Люблю тебя
светло».
В романе «Воскресение»
с его резким сближением светских слонов и тюрьмы, кабинетов сановников и «дна»
Толстой угадал важнейшую потребность литературы: на смену чисто
изобразительным, пассивноописательным задачам пришли задачи оценочные, сложные,
требующие динамичного развертывания конфликта. Сила деталей вовсе не в их
количестве. В рассказе «Хозяин и работник», где описывается мороз, метель,
замерзание людей, мелькает всего одна деталь: отчаянно бьющееся на ветру
замерзшее, одеревеневшее белье. Деталь говорит о жуткой метели и грядущем
испытании человеческого сострадания. Еще более лаконичен язык Толстого в
рассказах-притчах: он отказывается от роскошного накопления оценки, суда
совести, испытания идеи.
ХХ век заново
оценил и многое разглядел в эпохе Толстого. На пример, многозначность самого
слова «мир» в «Войне и мере»: это и перерыв в «войне», и образ бытия в согласии
«с миром», и нравственный «мир», и мировоззрение, мироздание.
Именно в ХХ веке в
творчестве Толстого, особенно в эпическом его периоде, была до конца разгадана
толстовская тема ухода персонажа из детства, из стихии наивности, чистоты,
целостного восприятия мира, и прежде всего дома. Человек ли покидает детство
или оно покидает его? Ведь в жизни каждого человека есть состояние такого
ухода, расставания, очерствения после встречи с суровейшим веком… И в такие
мгновения мы оглядываемся на ту же Наташу Ростову, представленную, как
известно, и в детском, и во взрослом, материнском, состояниях, но ни в чем не
меняющуюся, сохранившуюся во всей чистоте, не порвавшую с прошлым. В ХХ веке
эта светлая фигура стала как бы ближе к читателю, ярче, крупнее.
В поздних
произведениях, в особенности в так называемой назидательной прозе, Толстой
добился предельной емкости, концентрации формы, сложного взаимодействия деталей
и целого, изображения и оценки.
Конечно, от него,
великого морализатора, многие ждали спасительных советов относительно смысла и
целей жизни. Но и в этих советах он часто оставался художником. Когда молодой
Иван Бунин в 1989 году написал Толстому исповедальное письмо с вопросом – как реализовать
себя в мире, как включиться в поток жизни и не потеряться себя, Толстого
ответил ему: «Не ждите от жизни ничего лучше того, что у Вас есть теперь, -
момента более серьезного и важного, чем тот, который Вы теперь переживаете… Не
думайте также о форме жизни иной, более желательной: все безразличны. Лучше та,
в которой требуется напряжение духовной силы…» При личной встрече с Буниным он
повторит тот же совет видеть бытие через быть и добавить еще одно: «Счастья в
жизни нет, есть только зарницы его».
Для современника
Бунина реалиста Ивана Шмелева, автора повести «Человек из ресторана», Толстой и
Достоевский стали наставниками в своеображения прорыве к сокровеннейшей сути
человека, в искусстве изображения того, какчеловек выпадает из сферы
политизированных страстей, освобождается от них в религиозном просветлении.
Кстати говоря, и Бунин впоследствии напишет книгу «Освобождение Толстого»,
запечатлев в ней и свой путь освобождения от мелкой злободневности, публицистичности
мысли. |