М. А. ШОЛОХОВ
(1905-1984)
ПОЛОЖЕНИЯ МИНИМУМА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Прочесть и знать
содержание романа «Тихий Дон», особенности жанра романа-эпопеи; знать
содержание двух-трех рассказов М. Шолохова из книги «Донские рассказы», особенности проблематики
и художественные принципы изображения гражданской войны. Основные факты,
жизни и творчества М. Шолохова. Вклад в становление литературы нового времени.
Понятия, которые
важно усвоить в ходе изучения творчества М. А. Шолохова:
•
стихия народной жизни в романе «Тихий Дон»;
•
«Тихий Дон» как роман-эпопея.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА (КОНСПЕКТ)
Судьба М. А. Шолохова во многом
легендарна. Крестьянский сын, начавший учиться в церковноприходской школе,
продолживший
учебу в гимназии, в годы гражданской войны оставив ее и уйдя на фронт,
бравшийся за любой труд — чернорабочего, каменщика, счетовода, он стал знаменитым
писателем, лауреатом Нобелевской премии. Его судьба была тесно связана со становлением Советской
власти — с четырнадцати лет он воевал на стороне красных, был членом продотряда. Он
стал членом Коммунистической партии, избирался в высшие партийные органы, входил в
число руководителей Союза советских писателей, однако в своих произведениях (в романах
«Тихий Дон», «Поднятая целина») сумел показать трагедию народа, заключавшуюся в сокрушении
основ народной жизни — созидательного крестьянского труда, дома, семьи, веры.
даты жизни и творчества
1905 год, 11/24 мая (по некоторым
сведениям — 1900 год) — родился Михаил
Шолохов.
1925 год — написана и
опубликована первая книга «Донские рассказы» о гражданской войне на Дону.
1928—1940 годы —
работа по созданию и постепенная публикация романа «Тихий Дон».
1932 год — выходит из печати первая книга
романа «Поднятая целина» (вторая — в 1960
году).
1956 год — рассказ «Судьба человека».
1965 год — награждение
М. Шолохова Нобелевской премией «за художественную силу и цельность эпоса о
донском казачестве в переломное для России время».
1984 год, 21 января — умер Михаил Шолохов.
Стихия народной жизни
Герои романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»
— люди из народа — казаки, воины и землепашцы. Тема его романа — частный человек с его главными ценностями
(домом, наделом земли, семьей; веками сложившимся укладом — трудом, верой, заботой о продолжении рода), составляющими смысл
его бытия, в момент исторических
потрясений, оказывающимися катастрофическими
для вековых устоев народной жизни.
При всем том, что в романе показаны
«народные массы», каждое лицо видно, каждый
характер показан на особицу и с психологической достоверностью. Их жизнь
может показаться варварской, дикой, жестокой
(сцена гибели жены Прокофия Мелехова,
изнасилование Аксиньи собственным отцом и жестокая месть за нее матери и брата, слепая ярость, с которой муж избивает неверную жену), но во всем укладе,
который изображает Шолохов,
показана его оправданность — она в постоянном возрождении, подчинении традициям крестьянского годового круга; великий
смысл есть в ежегодном воскрешении вспашке, сеянии — и осенней уборке урожая; в
зачатии и рождении детей — и
воспитании воина и матери.
Следует обратить внимание на то, что
авторская речь в романе, тем более речь
его героев, выходит за рамки литературного языка. Благодаря этому читатель окунается в стихию южнорусской
речи, язык литературного произведения обращается к своим народным источникам,
что связано с целостным замыслом
произведения — в языке «Тихого Дона» отразились не только местные особенности
быта, но и психологический склад донского
казачества.
В центре романа —
мужчина и женщина — Григорий и Аксинья — с природной тягой друг к другу. Их
жизнь прошла в
годы великих перемен, когда первая мировая
воина, затем революция и гражданская война не только перевернули и разрушили вековечные устои
жизни, но лишили человека главной основы, на котором стоит его достоинство, —
созидательного труда. Война показана Шолоховым с беспощадностью. Война разрешила все — любое
святотатство — нарушены не только христианские заповеди любви, но и
ветхозаветный закон, поэтому так страшно описывает Шолохов изнасилование
казаками служанки Франи, бессмысленный расстрел Чубатым пленного австрийца, казнь
Бунчука.
Григорий сумел и на
войне сохранить достоинство человека — с поля боя помогает выбраться раненому
Степану Астахову, пытается защитить Франю, обличает Чубатого, но, однако, и он ожесточается,
перестает понимать границы добра и зла, теряет способность ощущать счастье.
Разорен дом
Мелеховых: убит старший сын, пошла по рукам невестка, младший сын Григорий — на
фронтах то одной, то другой войны. Григорий — главный герой романа; он соединяет частный мир
семьи, дома и огромный мир земного шара. Он встречается с многими из тех, кто вершит
судьбы истории — как вымышленными героями Шолохова, так и теми, у кого есть реальные исторические прототипы — Подтелковым,
Буденным, императорской семьей. К чему
приводят его бесконечные метания? К
желанию возвращения на предназначенный земным
существованием путь — к любимой женщине, родному дому, детям, труду.
В момент уже близкого
достижения цели, когда герои — Аксинья и Григорий, кажется, уже смогли вырваться из охвативших страну
ненависти и братоубийства, Аксинья смертельно ранена, а для Григория гаснет солнце. Похоронив Аксинью, Григорий «поднял голову и увидел над собой черное
небо и ослепительно сияющий черный
диск солнца».
Сможет ли человек сохранить себя, смысл
своего существования, точнее, сохранится ли
вековечный уклад его жизни? Роман
заканчивается не ответом. Скорее, надеждой. После многих испытаний, потеряв и жену, и любимую женщину,
пройдя сквозь смерть, Григорий возвращается на стремя Тихого Дона в момент наступающей весны, бросает оружие и патроны
в реку и еще издали замечает сына
Мишатку. «Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он
сдавленным голосом твердил только одно слово:
— Сынок... сынок...
Это было все, что
осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим
огромным, сияющим под холодным солнцем миром». |