М. В. ЛОМОНОСОВ «ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ...» Литература XVIII века сложная, специфическая, но она стоит у истоков новой литературы, она подготовлена реформами Петра Великого, когда произошла европеизация России на всех уровнях. Ученики Санкт-Петербурга могут воочию увидеть Публич¬ную библиотеку, посетить Кунсткамеру, обсерваторию, Академию наук. На уроках истории вы знакомились с новой для XVIII века архитектурой города, его скульптурой, в основе которой — античность, мифология. Вы уже знаете, что Петербург создавался как центр государственности, как «окно в Европу». Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий, Петропавловская крепость — все это результат новой культуры, которую несла эпоха Петра. В Русском музее посетители могут познакомиться с шедеврами портретного искусства. Создавалось новое культурное пространство, образцом, идеалом которого была античность. И в литературе был порядок в жанре, в стиле, в правилах написания текста. Стиль Ломоносова отличается ясностью, точностью, понятностью, метафоричностью. Процветающие жанры — поэма, ода, трагедия. Эпическая поэма пишет о глобальных событиях государства. Ода — лирическое произведе¬ние, в котором преобладающее чувство — чувство восторга. Это восторг перед мощью государства, перед русской цивилизацией, она посвящается обычно событиям культурного быта. «Ода — песнь... Человек поет или в восторге, происходящем от удивления, или от чрезмерной радости или в сладостном упоении любви. В оде человек говорит языком величественным. Он исполняется восторгом и даже духом историческим, сами Музы, или Бог, говорят его устами», — писал Н. Ф. Остроумов, теоретик литературы XVIII века. Петр поставил Россию на путь национального утверждения, просвещения и цивилизации, и его тень витает над Елизаветой, дочерью Петра Великого. Слова для работы с толковым словарем: гражданин, патриотизм, отрада, утеха, блага. |