Главная » 2013»Сентябрь»2 » МАКСИМ ГОРЬКИЙ (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936)
22:30
МАКСИМ ГОРЬКИЙ (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936)
МАКСИМГОРЬКИЙ
(АлексейМаксимовичПешков)
(1868-1936)
ПОЛОЖЕНИЯМИНИМУМАСОДЕРЖАНИЯОБРАЗОВАНИЯ
Прочесть два-три рассказа М. Горького; в
школе обычно изучаются «Макар Чудра», «Старуха Изергилъ»; прочесть один из романов М. Горького — это может быть роман «Мать» или «Дело Артамоновых». Знать содержание и особенности
конфликта пьесы, «На дне».
Публицистика М. Горького, основные выводы из сборника статей «Несвоевременные мысли». Основные факты жизни и
творчества М. Горького. Вклад в становление литературы нового времени, влияние на новую культуру.
Понятия, которые
важно усвоить в связи с изучением творчества А. М. Горького:
•мировоззренческие и художественные особенности роман тической
прозы Горького начала 90-х годов;
•драматургическое новаторство Горького в пьесе «На дне», мечта
о нравственном преображении человека.
КРАТКОЕСОДЕРЖАНИЕРАЗДЕЛА (КОНСПЕКТ)
А. М. Горький родился в Нижнем Новгороде. Первое произведение — рассказ «Макар Чудра». К концу 90-х годов
Горький уже известен как самобытный художник. Рассказы «Старуха Изергиль»,
«Челкаш», романы «Фома Гордеев» «Мать», драма «На
дне» — наиболее известные произведения дореволюционного творчества Горького. Отношения Горького с
новой властью были противоречивы.
События октября и то, что происходило
после, Горький принял трагически, видя, как уничтожается национальная
культура. «Несвоевременные мысли», книга публицистических статей, развела
Горького с большевиками. Он пытается
спасти оставшуюся в стране интеллигенцию от гонений и голода, организуя для этого различные учреждения, но вынужден уйти отовсюду, столкнувшись с
сопротивлением советских чиновников. С
1921 по 1928 год находится за грани-
цей. После возвращения заканчивает работу над
многотомным сочинением «Жизнь Клима Самгина». Последние годы жизни фактически находится
под домашним арестом, несмотря на сближение со Сталиным и Ягодой. Умирает при
невыясненных обстоятельствах. Похоронен в Москве.
даты жизни и творчества
1868 год, 28 марта —
родился Алексей Пешков, будущий писатель Максим Горький.
1892 год — начало
систематических литературных занятий. Публикация первого рассказа «Макар Чудра».
1899 год — публикация
романа «Фома Гордеев». К Горькому приходит мировая известность. В этом же году
и начале 1900-х знакомство и сближение с выдающимися деятелями русской культуры — писателями,
художниками, актерами — И. Е. Репиным, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым.
1902 год — избирается
почетным академиком, но так как находится под подозрением у правительства, по
распоряжению императора Николая IIвыборы признаны
недействительными. В этом же году в Московском художественном театре поставлена пьеса
Горького «На дне».
1906—1913 годы — эмиграция
в связи с угрозой ареста после революционных событий 1905 года, сначала в Америку, затем в Италию, на
остров Капри.
1917, апрель—1918,
май — публикация статей «Несвоевременные мысли».
1921-1928 годы — живет
за границей, Чехии, Германии, затем Италии. Заканчивает автобиографическую
трилогию («Детство», «В людях», «Мои университеты»), пишет роман «Дело Артамоновых», работает
над «Жизнью Клима Самгина».
1936 год — Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) умер.
мировоззренческие и художественные особенности
РОМАНТИЧЕСКОЙПРОЗЫГОРЬКОГОНАЧАЛА 90~ХГОДОВ
Начало творчества М. Горького ознаменовано
тем, что он отказывается от традиционных литературных жанров и пишет сказки, — ив выборе
жанра проявилось его стремление вырваться за «мещанские» привычки жизни,
показать жаждущего жизни, свободного, не стесненного условностями быта человека. Конфликт этих
произведений состоит в том, что его романтический герой противостоит скучной
повседневности, разрушает сонное прозябание, исполнен могучей энергией душевных порывов и
обречен на трагическую гибель — так сильно столкновение мечты и стремления к Прекрасному
с равнодушием
и страхом перед жизнью.
В основе одного из
таких произведений— рассказе «Старуха Изергиль» — размышления молодого Горького о
смерти и бессмертии,
о смысле человеческого существования. Рассказ построен на противопоставлении двух
героев — Ларры и Дан-ко. Смысл этого противопоставления в романтической мысли о
том, что
тот, кто считает себя первым на земле и способным повелевать всем, получив
бессмертие, мечтает избавиться от него — оно дает только страдание, если нет
возлюбленной, матери, родного племени, а тот, кто взрастил в себе неиссякаемую любовь к людям и готов
пожертвовать жизнью ради того, чтобы вытеснить из их сознания страх, жестокость,
невежество, и после гибели обретает бессмертие.
Романтической
является и форма, в которую Горький облек эту мысль. Описание вольного пространства, благоухающей ночи, прекрасных людей, таинственных теней, ползущих по
земле, и голубых искр от сердца Данко
высоко в небесах исполнено гармонии,
дополняет мечту Горького о возвышенности человеческих устремлений.
В пьесе «На дне» Горький обратился к жанру
философской драмы. Внешнее действие связано с любовным треугольником: Пепел — Наташа —
Костылевы. Однако основой драматургического конфликта пьесы является внутреннее
действие, и связан он с образами Луки и Сатина, но не со столкновением характеров,
а со столкновением мировоззренческой позиции относительно того, что есть
человек, какова его ценность, уровень его свободы, высота его духа. Недаром герои пьесы
— ночлежники, люди дна, чье социальное значение сведено до минимума — «все слиняло, один
голый человек остался» (такие люди впервые стали героями театрального действия).
Горький утверждает мысль о том, что «голый человек» в силах преодолеть путы
бессмысленного существования. В каждом из людей дна живет мечта — о честной
трудовой жизни, о чистой любви, о семье, творчестве и надежда, что однажды это
сбудется. Как можно помочь этому человеку?
Много советов дал
ночлежникам Лука — его образ, так же как и образ Сатина, самый значительный в пьесе
— с ним связана идея произведения. Но по сути он обманул — обстоятельства жизни и духовное
бессилие ночлежников не дают им вырваться со дна жизни. Однако под влиянием
драмы, разыгравшейся в ночлежке, — убийства Костылева, обвинения в нем Пепла и ухода Наташи,
— в них просыпается чувство собственного достоинства. Объединенные реплики
четвертого акта как бы представляют путь возрождения: «...ведь зачем-нибудь я
родился» (Барон), «закон новый» надо дать душе (татарин), Клещ требует правды, Сатин
отстаивает право и возможности человека: «Все — в человеке, все для человека». В
момент соединенности ночлежников, зарождения их братства — они начинают вместе петь — приходит известие о смерти
Актера, и реплика Сатина: «Испортил песню, дурак», — звучит в данном контексте символически: Актер сдался раньше времени.