В поздних произведениях Чехова нарастает масштаб
художественного обобщения: за бытом проступает бытие, за фактами
повседневности — жизнь в ее коренных основах. Его проза тяготеет к символическим
образам. Эти перемены ощутимы в рассказах 1898 года — «Человек в футляре»,
«Крыжовник» и «О любви», — связанных между собой и получивших название
«маленькой трилогии». Они посвящены исследованию трех институтов общественной
жизни, трех столпов, на которых она держится: власти — «Человек в
футляре», собственности—«Крыжовник» и семьи— «О любви».
Учитель гимназии Беликов не случайно стал
образом нарицательным. «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень
хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на
вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда
вынимал перочинный нож, чтоб очинить карандаш, то и нож у него был в
чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал
его в поднятый воротник... Одним словом, у этого человека наблюдалось
постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе,
так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность
раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того,
чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда
хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он
преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался
от действительной жизни».
От бытовых вещей, от предметов домашнего обихода
образ «футляра» движется, набирает силу, оживотворяется, превращается в
«футлярный» тип мышления — и вновь замыкается в финале на калошах и зонтике.
Создается символический образ человека, предающегося «футлярному»
существованию, отгородившегося наглухо от живой жизни.
А далее Чехов покажет, что учитель гимназии
Беликов далеко не безобиден. Он давил, угнетал всех — и ему уступали. Учителя
боялись его, и директор боялся. «Этот человек, ходивший всегда в калошах и с
зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию?
Весь город!» Напрашивается недоговоренное: «Да что город? Всю страну!»
Беликов — олицетворение русской государственности
с ее ненавистью к свободомыслию и страхом перед ним, с ее
полицейскими замашками. Боящийся «как бы чего не
вышло», он ходит по квартирам «и как будто что-то высматривает. Посидит этак,
молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения
с товарищами». Под влиянием таких людей, как Беликов, в городе стали «бояться
громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги...». И снова
напрашивается параллель: город — вся Россия, Беликов — ее власть.
Проникают в город веяния новых времен. Среди
учителей гимназии появляются независимые люди. «Не понимаю, — говорит
Коваленко, — как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа,
как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги,
учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной
воняет, как в полицейской будке». С приходом в гимназию новых людей как будто
бы заканчивается век Беликова. Он умирает.
И теперь, «когда он лежал в гробу, выражение у него
было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его
положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего
идеала!». На чем же держится это ничтожество, стоящее у власти? На силе
привычки, на инерции подчинения. «Беликовщина» живет и в обывателях этого
городка, и в читающих Щедрина педагогах. Во время похорон стояла дождливая
погода и все учителя гимназии «были в калошах и с зонтами». О многом
говорит чеховская деталь!
Умер Беликов, а «беликовщина» осталась в душах
людей. «Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше
недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная,
бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не
стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких
человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»
В финале рассказа звучит гневная тирада Ивана
Ивановича: «Видеть и слышать, как лгут и тебя же называют дураком за то, что
ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты
на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за
куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош
цена, — нет, больше жить так невозможно!» Но эти громкие слова сталкиваются с
равнодушной репликой учителя Буркина: «Ну, уж это вы из другой оперы, Иван
Иваныч... Давайте спать». И минут через десять Буркин уже спал». §§
Рассказ «Крыжовник» открывается описанием просторов России, и у героев
возникают мысли о том, «как велика и прекрасна эта страна». «Принято говорить,
что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а
не человеку... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной
шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и
особенности своего свободного духа».
По контрасту звучит рассказ старого ветеринара
Ивана Ивановича о судьбе его брата Николая. Это новый вариант «футлярного»
существования, когда все помыслы человека сосредоточиваются на собственности,
вся жизнь уходит на приобретение усадьбы с огородом и крыжовником. Николай
«недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и все копил и клал
в банк». Он женился на старой вдове только потому, что у нее водились
деньжонки, и под старость лет достиг вожделенной цели.
«Вхожу к брату, он сидит в постели, колени
покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед,
— того и гляди, хрюкнет в одеяло». Новоявленный барин говорит теперь одни
только прописные истины, и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо,
но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в
некоторых случаях они полезны и незаменимы». И при этом он ест кислый, но зато
свой собственный крыжовник и все повторяет: «Как вкусно!.. Ах, как вкусно! Ты
попробуй!»
«Я соображал: как, в сущности, много довольных,
счастливых людей! Какая это подавляющая сила! ...Все тихо, спокойно, и
протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то
ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно,
нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что
несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы
невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного,
счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы
стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или
поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и
его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
«...Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно
его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в
нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» Но этот
призыв, обращенный рассказчиком к собеседникам, остается неразделенным.
«Рассказ Ивана Ивановича не удовлетворил ни Буркина, ни Алехина». «Однако
пора спать,—
сказал Буркин, поднимаясь. — Позвольте пожелать вам спокойной
ночи». Не спал только Иван Иванович, да «дождь стучал в окна всю ночь»...
В
рассказе «О любви» живое чувство губят сами любящие привычкой к «футлярному»
существованию. Они боятся всего, что могло бы открыть их тайну им же самим.
Героиня боится нарушить покой безлюбовного семейства, «футляром» которого она
дорожит. Герой не может порвать с привычной жизнью помещика, бескрылой и скучной.
В мире усеченного существования нет места «великому таинству» любви.
Люди в «маленькой трилогии» многое понимают, они
осознали безысходный тупик «футлярной» жизни. Но инерция держит в плену их
души, за праведными словами не приходит черед праведным делам: жизнь никак не
меняется, оставаясь «не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной
вполне». Показывая исчерпанность и несостоятельность старых устоев жизни,
Чехов не скрывает и трудностей, которые подстерегают Россию на пути ее духовного
раскрепощения. |