Даже внешний облик М. Е. Салтыкова-Щедрина поражает
нас драматическим сочетанием мрачной суровости с затаенной, сдержанной
добротой. Острым резцом прошлась по нему жизнь,
испещрила лицо глубокими морщинами. Неспроста сатира издревле считалась
наиболее трудным видом искусства. «Счастлив писатель, который мимо характеров
скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается
к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута
ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не
изменял ни разу возвышенного строя своей лиры... Нет ему равного в силе — он
Бог, —так охарактеризовал Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» удел писателя,
касающегося светлых сторон жизни. — Но не таков удел и другая судьба у
писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не
зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую паутину мелочей, опутавших
нашу жизнь... Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть
признательных слез и единодушного восторга взволнованных душ... Ибо не признает
современный суд, что много нужно глубины душевной, чтобы озарить картину,
взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья; ибо не признает
современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким
лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного
скомороха! Не признает сего современный суд и все обратит в упрек и поношенье
непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как
бессемейный путник, останется он посреди дороги. Сурово его поприще, и горько
почувствует он свое одиночество».
Справедливо заметил Гоголь, что судьба
писателя-сатирика во все времена была тернистой. Внешние препятствия в лице
вездесущей цензуры заставляли его выражать свои мысли не прямо, а обиняками, с
помощью всякого рода иносказаний — «эзоповым языком». Сатира часто вызывала
неудовольствие и у простых читателей, не желающих сосредоточивать внимание на
болезненных явлениях жизни, предпочитающих искать в литературных произведениях
возвышенные образы и не склонных предаваться волнениям и тревогам по поводу
жизненных несовершенств. Писатель-сатирик не льстит своему читателю, заставляет
его волей-неволей находить в уродливых сторонах жизни признаки своих
собственных несовершенств, пробуждает мирно спящую совесть, доставляет
сердечную боль. Поэтому чтение сатирического произведения не развлечение, а
тяжелый духовный труд.
Но главная трудность сатирического творчества
заключается в том, что искусство сатиры драматично по своей внутренней
природе. Это искусство небезобидное и опасное для самого художника: на
протяжении всего творческого пути писатель-сатирик имеет дело с общественным
злом, с человеческими пороками, которые держат в мучительном напряжении,
утомляют и изматывают его душевные силы. Лишь очень стойкий и сильный человек
может выдержать это каждодневное испытание и не ожесточиться, не утратить веры
в жизнь, в ее красоту, добро и правду. Вот почему сатира, вошедшая в классику
мировой литературы, — явление чрезвычайно редкое. Имена великих сатириков в ней
буквально наперечет: Эзоп в Древней Греции, Рабле во Франции, Свифт в Англии,
Марк Твен в Америке, а в России — Салтыков-Щедрин.
Высокая сатира возникает
лишь на духовном взлете национальной литературы: требуется мощная энергия
самоутверждения, стойкая вера в идеал, чтобы удержать напряженную энергию
отрицания. Русская литература XIX века, возведенная, по словам Н. Г. Чернышевского, «в достоинство
общенационального дела», сосредоточила в себе сильный заряд жизнеутверждения и
создала благоприятную почву для появления в ней великого сатирика. Не случайно
Салтыков-Щедрин говорил: «Лично я обязан литературе лучшими минутами моей
жизни, всеми сладкими волнениями ее, всеми утешениями». А Достоевский считал
классическую сатиру признаком высокого подъема всех творческих сил национальной
жизни: «Народ наш с беспощадной силой выставляет на вид свои недостатки и
перед целым светом готов толковать о своих язвах, беспощадно бичевать самого
себя; иногда даже он несправедлив к самому себе, — во имя негодующей любви к
правде, истине... С какой, например, силой эта способность осуждения, самобичевания
проявилась в Гоголе, Щедрине и всей отрицательной литературе... В осуждении
зла непременно кроется любовь к добру: негодование на общественные язвы,
болезни — предполагает страстную тоску о здоровье». Творчество
Салтыкова-Щедрина, открывшего нам и всему миру вековые недуги России, явилось в
то же время показателем нашего национального здоровья, наличия в обществе
неистощимых творческих сил. |