«Крестьянка» подхватывает и продолжает тему
дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: «помещик за
границею, а управитель при смерти». Толпа отпущенных на волю, но совершенно не
приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро. На
фоне вопиющей разрухи, развала и бесхозяйственности трудовая крестьянская Русь
воспринимается как могучая созидательная и жизнеутверждающая стихия: «Легко
вздохнули странники: / Им после дворни ноющей / Красива показалася / Здоровая,
поющая / Толпа жнецов и жниц...» В центре этой толпы, воплощая в себе лучшие
качества русского женского характера, предстала перед странниками Матрена
Тимофеевна: «Осанистая женщина, / Широкая и плотная, / Лет тридцати осьми. /
Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, /
Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп
через плечо».
Явлен тип «величавой славянки», крестьянки
среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой, исполненной
чувством собственного достоинства. Этот тип не был повсеместным. История жизни
Матрены Тимофеевны подтверждает, что он формировался в условиях отхожего
промысла, в краю, где большая часть мужского населения уходила в города. На
плечи крестьянки ложилась вся тяжесть крестьянского труда, вся мера
ответственности за судьбу семьи, за воспитание детей. Суровые условия
оттачивали особый женский характер, гордый и независи-
мый, привыкший везде и во всем полагаться на
собственные силы.
Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни
строится по общим для народной эпопеи законам эпического повествования.
«Крестьянка», — замечает Н. Н. Скатов,— единственная часть, вся написанная от
первого лица. Однако это рассказ отнюдь не только о ее частной доле. Голос
Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Потому-то она чаще поет, чем
рассказывает, и поет песни, не изобретенные для нее Некрасовым. «Крестьянка» —
самая фольклорная часть поэмы, она почти сплошь построена на
народно-поэтических образах и мотивах.
Уже первая глава «До замужества» — не просто
повествование, а как бы совершающийся на наших глазах традиционный обряд
крестьянского сватовства. Свадебные причеты и заплачки «По избам/ снаряжаются»,
«Спасибо жаркой баенке», «Велел родимъш батюшка» и другие основаны на подлинно
народных. Таким образом, рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна
рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве».
И в этой способности войти
в положение разных людей, пережить одновременно со своей жизнь других проявляется
широкая и щедрая душа талантливой русской крестьянки, умеющей переноситься
сердцем в другого человека, брать на себя чужие страдания и чужую боль.
По-своему обращается Матрена Тимофеевна и с духовным богатством народа — с
фольклором. Иногда мы слышим из ее уст готовые народные песни, но чаще всего
она «примеривает» традиционные фольклорные образы на себя, индивидуализируя и
творчески используя их. Мотивы традиционных крестьянских плачей вплетаются в
речь Матрены Тимофеевны, как краски, сходящие с палитры художника на индивидуально
неповторимое живописное полотно. Некрасов показывает, как устное народное
творчество живет, обновляется и одновременно участвует в формировании одаренной
личности. Примечательно, что образ Савелия в поэме тоже дан глазами Матрены
Тимофеевны. Все, что мы узнаем об этом герое,— ее рассказ. |