Так расходится на два враждующих друг с другом
течения поэзия 1850—1860-х годов. Исток этого раскола — в спорах о пушкинском
наследии. Фет и его сторонники, объявляя себя наследниками Пушкина, ссылаются
на строки из стихотворения «Поэт и толпа»:
Не для житейского волненья, Не для корысти, не
для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.
Некрасов и поэты его школы, отстаивая свое
понимание верности Пушкину, цитируют «Памятник»:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства
добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость
к падшим призывал.
Каждая из сторон опирается на действительно
присущие многозвучному гению Пушкина эстетические принципы. Но если у Пушкина
они были едины, то в середине XIX века, в эпоху резкой специализации в развитии искусства, они
оказались разведенными на разные концы баррикад. Сохранить свойственную
Пушкину гармоническую полноту восприятия мира можно было только ценой ухода от
общественных страстей современности. Поэтическая свежесть и «ненадломленность»
лирических чувств обреталась лишь в чистых созерцаниях природы или переживаниях
прекрасных мгновений любви.
Стремление Фета удержать пушкинскую гармонию в
условиях дисгармонической действительности заставляло предельно сокращать
тематический диапазон поэзии. За эту приверженность к миру чистых созерцаний,
очень далекому от общественных волнений века, Фету пришлось выслушать немало
обидных упреков со стороны демократической критики да и многих русских
писателей. Причину гонений, которые обрушивались на Фета в 1860-х годах и
позднее, убедительнее всех раскрыл Достоевский в статье «Г.<Добролю>бов и
вопрос об искусстве»: «Положим, что мы переносимся в восемнадцатое столетие,
именно в день лиссабонского землетрясения. Половина жителей в Лиссабоне
погибает; дома разваливаются и проваливаются; имущество гибнет; всякий из оставшихся
в живых что-нибудь потерял — или имение, или семью... В Лиссабоне живет в это
время какой-нибудь известный португальский поэт. На другой день утром выходит
номер лиссабонского «Меркурия»... Надеются, что номер вышел нарочно, чтобы
дать некоторые сведения, сообщить некоторые известия о погибших... И вдруг —
на самом видном месте листа бросается всем в глаза...
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья, Серебро и колыханье
Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца. Ряд волшебных изменений
Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря,
заря!
...Не знаю наверно, как приняли бы свой «Меркурий»
лис-сабонцы, но мне кажется, они тут же казнили бы всенародно, на площади,
своего знаменитого поэта, потому что вместо трелей соловья накануне слышались
под землей такие трели, а колыхание ручья появилось в минуту такого колыхания
целого города, что у бедных лиссабонцев не только не осталось охоты наблюдать
«в дымных тучках пурпур розы» или «отблеск янтаря», но даже показался слишком
оскорбительным и небратским поступок поэта, воспевающего такие забавные вещи в
такую минуту их жизни...
Заметим, впрочем, следующее: положим, лиссабонцы
и казнили своего любимого поэта, но ведь стихотворение, на которое они все
рассердились, могло быть великолепно по своему художественному совершенству.
Мало того, поэта-то они б казнили, а через тридцать, через пятьдесят лет
поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи... Выходит, что
не искусство было виновато в день лиссабонского землетрясения, а поэт,
злоупотребивший искусство в ту минуту, когда было не до него».
Фет в своей поэзии демонстративно уходил от
злобы дня, от острых социальных проблем, которые волновали Россию. Но это не
значит, однако, что поэтическое мироощущение Фета никак не связано с эпохой
1860-х годов. Он чуждался прямой гражданственности, но поэзия как искусство
слова одной гражданственностью не исчерпывается. Фет явил в своем мироощущении
другую, не менее существенную сторону жизни России 1860-х годов. Это была
эпоха больших ожиданий и надежд, эпоха животворного кризиса старых основ жизни.
Это было время радостного узнавания неисчерпаемой сложности и утонченности душевного
мира, время раскрепощения чувств и осознания приблизительности и относительности
всех попыток определить их с помощью точных слов. «Говорить про человека: он
человек оригинальный, добрый, умный, глупый, последовательный и т. д. — слова,
которые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать
человека, тогда как часто только сбивают с толку»,— заметил в своем дневнике
молодой Л. Н. Толстой. Поэзия Фета по-своему отвечала на эти новые потребности,
которые поставило перед искусством время. |