Идея Раскольникова органически связана с
жизненными условиями, которые окружают студента. «На улице жара стояла
страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль...»
Духота петербургских трущоб — частица общей атмосферы романа, душной и
безысходной. Есть связь между исступленными мыслями Раскольникова и «черепашьей
скорлупой» его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной, с желтыми,
пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Эта каморка —
прообраз грандиозной, душной «каморки» большого города. Недаром Катерина Ивановна
Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек.
Картину тесноты, скученности людей «на аршине
пространства» усугубляет одиночество человека в толпе. Люди здесь
подозрительны и недоверчивы, злорадны и любопытны. Под пьяный хохот и
язвительные насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов постыдную
историю своей жизни; сбегаются на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина
Ивановна. В романе возникает образ мертвенного, равнодушного к человеку
Петербурга: «необъяснимым холодом», «духом немым и глухим» веет на
Раскольникова от его «великолепной панорамы».
В духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных
квартир развертывается потрясающая драма жизни униженных и оскорбленных, жизни
на позорных для человека условиях. Глазами Раскольникова воссоздается в романе
преступное состояние мира, в котором право на существование покупается
ценой постоянных сделок с совестью. К этому миру, каким он представляется
Раскольникову, по замечанию Д. И. Писарева, «неприложимы правила и предписания
общепринятой житейской нравственности». Герои попадают в ситуации, в которых
«точное соблюдение этих правил и предписаний» кажется невозможным.
Заметим, что в бунте Раскольникова против «мира
сего» есть пассивное признание неизбежности нравственных компромиссов. Если
сделки с совестью — обычное и универсальное состояние жизни человечества
(«вечная Сонечка, пока мир стоит»), то, значит, нужно признать относительность
всех нравственных законов и смотреть на жизнь с точки зрения, исключающей
«устаревшее» деление человеческих поступков на злые и добрые. В такой
«арифметике» укрепляет героя его «идея». |