Вслед за Шеллингом Тютчев прозревает в природе
живую, Божественную сущность мира. То, что для предшественников Тютчева
выступало как поэтическая условность, как художественное олицетворение, для
Тютчева стало символом веры в таинственную жизнь, струящуюся в глубинах
природного вещества:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не
бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней
есть язык...
Полдень в стихах Тютчева «лениво дышит»,
небесная лазурь «смеется», осенний вечер озарен «кроткою улыбкой увяданья».
Поэтому в его поэзии изчезают барьеры между человеческим и природным мирами:
природа живет страданиями и радостями человека, а человек — страданиями и
радостями природы. Если Пушкин в элегии «Погасло дневное светило...» лишь
соотносит волны океана с душевными волнениями лирического героя, сохраняя
грань, существующую между природой и человеком, то у Тютчева эти грани
разрушены:
Дума за думой, волна за волной — Два проявленья
стихии одной: В сердце ли тесном, в безбрежном ли море, Здесь — в заключении,
там — на просторе...
(«Волна и дума»)
С горечью и сожалением говорит Тютчев о людях, для которых живая
жизнь природы чужда и непонятна:
Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как
впотьмах, Для них и солнца, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах.
Конечно, Тютчев тоже был сыном своего века,
отмеченного печатью сомнения и неверия, и это сомнение порой проникало в его
стихи:
Природа — сфинкс. И тем она верней Своим искусом
губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у
ней. |