Мотив гибели души в сборнике «Портрет без сходства». Устойчивым для лирики Иванова был мотив гибели души. Однако ее смерть названа «жестокой, чистой, грозной, лучезарной», поскольку происходит «над темным миром зла». «Ежедневная жизни мука» гонит страх от героя, говорящего себе: «Ну и потеряю душу,/Ну и не увижу свет». В скудной обыденности появляется желание: «...В озере купаться/— Как светла вода! — /И не просыпаться / Боль-гае никогда». Созревает убеждение: «И в этом мире безобразном/Благообразно одинок». Никакого отстранения лирического «Я» от священных ценностей нет, напротив, они сохраняются смертью, одиночеством от растлевающего воздействия общих «законов» существования. Неизменностью этих законов объясняются признания, сделанные во множественном числе: «Мы вымираем по порядку...» Широкое обобщение вымороченной реальности достигается блестящими оксюморонами: «И вперемежку дышим мы / То затхлым воздухом свободы, / То вольным холодом тюрьмы». И все-таки даже в «тумане скуки и непонимания» ощутимо проявлена самоирония слабого человека, желающего стать «роком не отмеченным», «щеткой вымытым», «первым встречным-поперечным», чувствующего себя «со всякой сволочью на „ты"». Поток заштампованных, пошлых оборотов речи играет здесь разоблачительную роль. Лирический герой Г. Иванова мертвящими путами связан с окружающим его застоем. Эта линия судьбы получает многочисленные разветвления и смелые образные вариации своего воплощения. Но внутренне герой свободен, так как сознательно преодолевает зависимость от скудного, скучного мира, вплоть до ухода из жизни. Такое двуначалие духовного состояния обусловило неординарное решение вечных философских проблем. Убежденно были отвергнуты и саркастически высмеяны абсолютизированные, не совместимые с современностью представления о добре, красоте, любви (поэта ошибочно упрекали в жестокости всеотрица-ния). Но нет и следа холодного скепсиса в творчестве Иванова. Идет напряженный и перспективный поиск сокрытых в тайниках души подлинных зерен истины. |