12 августа 1843 года Достоевский окончил полный
курс наук в верхнем офицерском классе и был зачислен на службу в инженерный
корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде, но прослужил он там недолго.
19 октября 1844 года Достоевский решил круто изменить жизнь и ушел в отставку.
Еще в училище он с упоением, слово за словом переводил «Евгению Гранде»
Бальзака, вживался в ход мысли, в движение образов великого романиста Франции.
Но переводы не могли утолить разгоравшуюся в нем литературную страсть.
Однажды Достоевский пережил «видение на Неве».
Вечерело. Он возвращался домой с Выборгской стороны и «бросил пронзительный
взгляд» вдоль Невы «в морозно-мутную даль». Вдруг показалось ему, что «весь
этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их,
приютами нищих или раззолоченными палатами, в этот сумеречный час походит на
фантастическую грезу, на сон, который, в свою очередь, тотчас исчезнет,
искурится паром к темно-синему небу». И представилось ему «в каких-то темных
углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое... а вместе с ним какая-то
девочка, оскорбленная и грустная». И «глубоко разорвала» ему «сердце вся их
история».
В душе Достоевского совершился внезапный
переворот. Отлетели в небытие игры воображения по готовым литературно-романтическим
образцам. Он прозрел, впервые увидев мир глазами «маленьких людей»: бедного
чиновника Макара Алексеевича Девушкина и любимой им девушки Вареньки
Доброселовой. Достоевский приступил к работе над оригинальным романом «Бедные
люди», романом в письмах, где повествование ведется в форме переписки
этих людей.
И вот пришла «самая восхитительная минута» его
жизни. Это было на исходе весны 1845 года. «Воротился я домой уже в четыре
часа, в белую, светлую как днем петербургскую ночь... Вдруг звонок,
чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать
меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут. Они накануне
вечером... взяли мою рукопись и стали читать на пробу: «С десяти страниц видно
будет». Но, прочтя десять страниц, решили прочесть еще десять, а затем, не
отрываясь, просидели уже всю ночь до утра, читая вслух и чередуясь, когда один
уставал».
Ранним утром Некрасов вбежал в квартиру
Белинского с радостным известием: «Новый Гоголь явился!» — «У вас Гоголи-то как грибы, растут», — досадливо
заговорил он. Но рукопись взял. А вечером того же дня Некрасов застал
Белинского в возбужденном состоянии: «Где же этот ваш Достоевский? Что он,
молод? Разыщите его быстрее, нельзя же так!»
Успех «Бедных людей» не был случайным. В этом романе
Достоевский, по его же словам, затеял «тяжбу со всею литературою» — и прежде
всего с гоголевской «Шинелью». Гоголь смотрит на своего Башмачкина со стороны.
У Достоевского все иначе: сам герой, сам «маленький человек», обретая голос,
начинает судить и себя, и окружающую действительность. Оценивая роман «Бедные
люди», В. Н. Майков писал: «Манера Достоевского в высшей степени
оригинальна, и его меньше чем кого-либо можно назвать подражателем Гоголя...
Гоголь — поэт по преимуществу социальный, а Достоевский — по преимуществу
психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного
общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию
его на личность индивидуума».
Оказалось, что не безличен «маленький человек»,
а скорее наоборот: со страниц «Бедных людей» встала во весь рост
противоречивая, «усиленно сознающая себя личность». В отличие от гоголевского
Башмачкина, Девушкин Достоевского уязвлен не столько бедностью, сколько амбицией
— болезненной гордостью. Беда его не в том, что он беднее прочих, а в том, что
он чувствует себя «хуже» прочих. Он очень озабочен тем, как на него смотрят
те, кто «наверху»: что о нем говорят, как о нем думают. «Чужое мнение» начинает
руководить всеми его поступками. Вместо того чтобы оставаться самим собой и
развивать данные ему от Бога способности, Макар хлопочет о том, чтобы
«стушеваться». И новая шинель ему нужна не для себя самого: он при его скудных
средствах и в старой бы шинели походил. Но ведь они, все, кто выше его на
общественной лестнице, в том числе и писатели, «пашквилянты неприличные», тут
же пальцем на него будут показывать, «что вот, дескать, он какой неказистый».
Для «других» Макар и ест, и пьет, и одевается: «Чаю не пить как-то стыдно...
ради чужих и пьешь... для вида, для тона».
В самом начале романа Достоевский отсылает
читателей к известной христианской заповеди: «Говорю вам: не заботьтесь для
души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа
не больше ли пищи, и тело одежды». Помраченный гордыней герой живет и действует
вопреки этой заповеди Спасителя: «Ведь для людей и в шинели ходишь, да и
сапоги, пожалуй, для них же носишь. Сапоги в таком случае... нужны мне для
поддержки чести и доброго имени; в дырявых же сапогах и то и другое пропало».
Та же гордыня губит в конечном счете и любовь
Макара к Вареньке. Выступая по отношению к ней в качестве благодетеля, он
очень озабочен тем, как ответит ему любимая за его добро. Нарушается другая
евангельская заповедь: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою,
как делают лицемеры в синагогах, чтобы прославляли их люди». Сам того не
подозревая, Макар становится тираном — и Варенька бежит от его благодеяний.
Судя по «Бедным людям», Достоевский не только
знаком с учением утопических социалистов, но и спорит с ними. Они полагали,
что зло мира заключается в экономическом неравенстве. Если нравственно
перевоспитать и убедить богатых, чтобы они поделились с бедными частью своих
благ, на земле водворится «царство правды», «мировая гармония». Достоевский
сомневается в этом. Он показывает, что зло в человеке лежит глубже, чем думают
социалисты. Оно заключено в помраченной гордыней и тщеславием людской природе.
Равенство материальных благ через «благодеяние»
не только не смягчит отношений между людьми, а скорее даст обратные результаты.
В романе Достоевского есть глубокий философский подтекст. Речь в нем идет не
только о бедном чиновнике, но и о «бедном человечестве». В бедных слоях лишь
нагляднее проступает болезнь, свойственная современной цивилизации.
Белинский не уловил сперва этой мысли
Достоевского: он увидел в «Бедных людях» типичный социально-психологический
роман о «маленьком человеке». В следующей повести «Двойник» Достоевский,
устремляясь по своей дороге, сосредоточил внимание на психологических последствиях
болезненного состояния души мелкого чиновника. Это не понравилось социалисту
Белинскому и вызвало резкий его протест. Произошел конфликт и с друзьями критика,
Некрасовым и Тургеневым: они сочинили грубоватую эпиграмму, обидевшую
самолюбивого Достоевского. |