Жанром, синтезирующим все мотивы повестей и
рассказов Чехова, стала «новая драма». Ее пронизывает атмосфера всеобщего
неблагополучия. В ней нет счастливых людей.
Героям ее, как правило, не везет ни в большом,
ни в малом: все они в той или иной мере оказываются неудачниками. В «Чайке»,
например, пять историй неудачной любви, в «Вишневом саде» Епиходов с его
несчастьями — олицетворение общей нелепицы жизни, от которой страдают все.
Всеобщее неблагополучие осложняется и
усиливается ощущением всеобщего одиночества. Глухой Фирс в «Вишневом саде» —
фигура символическая. Впервые появившись перед зрителями в старинной ливрее и
в высокой шляпе, он проходит по сцене, что-то говорит сам с собой, но нельзя
разобрать ни одного слова. Любовь Андреевна обращается к нему: «Я так рада,
что ты еще жив», а Фирс отвечает: «Позавчера». В сущности, этот диалог — грубая
модель общения между всеми героями чеховской драмы. Дуняша в «Вишневом саде»
делится с приехавшей из Парижа Аней радостным событием: «Конторщик Епиходов
после Святой мне предложение сделал», Аня же в ответ: «Я растеряла все
шпильки». В драмах Чехова царит атмосфера особой глухоты — психологической.
Люди слишком поглощены собой, собственными делами, собственными бедами и
неудачами, а потому они плохо слышат друг друга. Общение между ними с трудом
переходит в диалог. При взаимной заинтересованности и доброжелательстве они никак
не могут пробиться друг к другу, так как больше «разговаривают про себя и для
себя».
У Чехова особое ощущение драматизма жизни. Зло в
его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в
повседневности. Поэтому у Чехова очень трудно найти явного виновника, конкретный
источник человеческих неудач. Откровенный и прямой носитель общественного зла в
его драмах отсутствует. Возникает ощущение, что в нескладице отношений между
людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе.
А значит, зло скрывается в самих основах жизни общества, в самом сложении ее.
Жизнь в тех формах, в каких она существует сейчас, как бы отменяет самое себя,
бросая тень обреченности и неполноценности на всех людей.
Поэтому в пьесах Чехова приглушены конфликты, отсутствует
принятое в классической драме четкое деление героев на положительных и
отрицательных. Даже «пророк будущего» Петя Трофимов в «Вишневом саде»
одновременно и «недотепа», и «облезлый барин», а выстрел дяди Вани в
профессора Серебрякова — промах не только в буквальном, но и в более широком,
символическом смысле. |