Особенности жанра пьесы
«гроза» А. Н. островского
Существуют
определенные трудности в определении жанра пьесы «Гроза». Он не является сугубо
литературоведческим — от того, как будет представлен главный конфликт пьесы,
сместятся ее акценты, изменится представление об авторском замысле.
Сегодня трактуют жанр пьесы и как социально бытовую драму, и как трагедию.
Драма, по определению словаря, воспроизводит частную жизнь людей, ее цель
— изображение личности в ее драматических (на основе столкновения) отношениях с
обществом.
Трагедия
характерна изображением обостренной борьбы, главный конфликт происходит в душе героя. Исход трагедии — гибель героя.
Вероятно, есть основания для того, чтобы считать «Грозу» трагедией —
противоречие лежит между неприятием греха главной героиней пьесы Катериной и ее
жизнью во грехе, в прелюбодеянии. Молодая женщина как нечто гибельное,
противоречащее
ее собственным нравственным устоям воспринимает свое чувство к Борису. Страдания
ее непереносимы, это прежде всего страдания уязвленной совести. Противоречие
это настолько сильно, что разрешается только гибелью героини.
Однако сам драматург определял жанр своего произведения как драму.
Глубинный русский город был для него (и для многих людей из образованного
общества) своего рода неизведанной землей, когда он отправился в
экспедицию по Волге. Несомненно, Островский сделал много открытий. Легендарный русский Китеж обернулся Калиновом, в нем уже исчез дух старинного уклада с
его подлинно высокой моралью. Но относится это не к Катерине, а как раз к тем, кто говорит, что живет под видом благочестия, к
семье Кабановой. Осталась же от подлинной веры в этой семье только внешняя обрядовая
сторона, мертвая, давящая оболочка. Здесь не любят, не в состоянии простить кающегося грешника, и Катерина
остается одна не в силах примирить не
только любовь и совесть, но и принять ложь
кабановского дома. Судьба Катерины приобретает символический смысл. Гибнет не только Катерина, уходит в
прошлое Русь с ее высокими нравственными устоями. Островский замечает иные ее черты накануне новой исторической
действительности, которую он
изобразит через девятнадцать лет в драме «Бесприданница». |