ело
Новые люди в романе Чернышевского — посредники
между пошлыми и высшими. «Рахметовы — другая порода, — говорит Вера Павловна,
— они сливаются с общим делом так, что оно для них необходимость, наполняющая
их жизнь; для них оно даже заменяет личную жизнь. А нам, Саша, недоступно это.
Мы — не орлы, как он».
Создавая образ профессионального революционера,
Чернышевский показывает процесс его становления, разделяя жизненный путь
Рахметова на три стадии: теоретическая подготовка, практическое приобщение к
жизни народа и переход к профессиональной революционной деятельности. На всех
этапах Рахметов действует с полной самоотдачей, с абсолютным напряжением
духовных и физических сил. Он проходит поистине богатырскую закалку и в умственных
занятиях, и в практической жизни, в течение нескольких лет исполняя тяжелую
физическую работу, снискав себе прозвище в честь легендарного волжского бурлака
Ни-китушки Ломова. И теперь у него «бездна дел», о которых Чернышевский
специально не распространяется, чтобы не дразнить цензуру.
Главное отличие Рахметова от новых людей
заключается в том, что «любит он возвышенней и шире»: не случайно для новых
людей он немножко страшен, а для простых, как горничная Маша, например, — свой
человек. Сравнение героя с орлом и с Никитушкой Ломовым призвано подчеркнуть
и широту его воззрений на жизнь, и предельную близость к народу. Рахметовский
«ригоризм» нельзя путать с «жертвенностью» или самоограничением. Он принадлежит
к той породе людей, для которых общее дело стало высшей потребностью, высшим
смыслом существования. В отказе Рахметова от любви не чувствуется никакого
сожаления, ибо его «разумный эгоизм» масштабнее и полнее «разумного эгоизма»
новых людей. |