В «Сельской ярмонке» странники приглядываются к
народной толпе. Поэт любуется вместе с ними пестрым, хмельным, горластым
народным морем. Этот праздничный разгул народной души открывается яркой
картиной купания богатырского коня. Черты богатырства подмечаются Некрасовым и
в собирательном образе «сельской ярмон-ки». Широка, многолика, стоголоса и
безбрежна крестьянская душа. В ней нет середины и меры, в ней все на пределе:
если уж радость — так безудержная, если покаяние — так безутешное, если
пьянство — так бесшабашное. Поэт не скрывает здесь и ограниченности
крестьянского сознания, находящегося в плену жестоких суеверий, и убогости
эстетических вкусов народа: торговцы выбирают на потребу мужиков изображение
сановника «за брюхо с бочку винную и за семнадцать звезд».
Но здесь же поэт восхищается народной
отзывчивостью на чужую беду в эпизоде с пропившимся Вавилушкой, народной
чуткостью к доброте Павлуши Веретенникова, выручившего беспутного мужика.
Раскрывается и природная одаренность народа. Как смотрят мужики комедию, разыгрываемую
в балагане Петрушкой? Они не пассивные зрители, а живые участники театрального
действа. Они «хохочут, утешаются и часто в речь Петрушкину вставляют слово
меткое, какого не придумаешь, хоть проглоти перо!». Пусть народный вкус
размашист и не лишен безобразия, пусть народные верования подчас темны и не
лишены изуверства, но во всем, и в красоте, и в безобразии, народ не жалок и
не мелочен, а крупен и значителен, щедр и широк. |