Вскоре после Крестьянской реформы 1861 года в
России наступили «трудные времена». Начались преследования и аресты: сослан в
Сибирь сотрудник «Современника» поэт М. Л. Михайлов, арестован Д. И. Писарев,
летом 1862 года заключен в Петропавловскую крепость Чернышевский, а вслед за
этим и издание журнала Некрасова правительственным решением приостановлено на
шесть месяцев. Нравственно чуткий поэт испытывал стыд перед друзьями, которых
«уносила борьба». Их портреты со стен квартиры на Литейном смотрели на него
«укоризненно». Драматическая судьба этих людей тревожила его совесть.
В одну из бессонных ночей во время нелегких
раздумий о себе и опальных друзьях выплакалась у Некрасова великая песнь —
лирическая поэма «Рыцарь на час», одно из самых проникновенных произведений о
сыновней любви поэта к матери, к Родине. Все оно пронизано глубоко национальными
исповедальными мотивами. Подобно Дарье, Матрене Тимофеевне, другим героям и
героиням своего поэтического эпоса, Некрасов в суровый судный час обращается
за помощью к материнской любви и заступничеству, как бы сливая в один образ
мать человеческую с Матерью Божией. И вот совершается чудо: образ матери,
освобожденный от тленной земной оболочки, поднимается до высот неземной
святости:
Треволненья мирского далекая, С неземным
выраженьем в очах...
Это уже не земная мать поэта, а «чистейшей любви
божество». Перед ним и начинает поэт мучительную и беспощадную исповедь,
просит вывести заблудшего на «тернистый путь» в «стан погибающих за великое
дело любви».
Рядом с культом женской святости в поэзии
Некрасова мы получили, по словам Н. Н. Скатова, «единственный в своем роде
поэтически совершенный и исторически значимый культ материнства», который
только и мог создать русский национальный поэт. Ведь «вся русская духов^-ность,
— утверждал Г. П. Федотов, — носит богородичный характер, культ Божией Матери
имеет в ней настолько центральное значение, что, глядя со стороны, русское
христианство можно принять за религию не Христа, а Марии».
Крестьянки, жены и матери, в поэзии Некрасова в
критические минуты жизни неизменно обращаются за помощью к Небесной
Покровительнице России. Несчастная Дарья, пытаясь спасти Прокла, за последней
надеждой и утешением идет к Ней:
К Ней выносили больных и убогих... Знаю,
Владычица! знаю: у многих Ты осушила слезу...
Когда Матрена Тимофеевна бежит в губернский
город спасать мужа от рекрутчины, а семью от сиротства, она взывает к
Богородице:
Открой мне, Матерь Божия,
Чем Бога прогневила я?
«Рыцарь на час» — произведение русское в самых
глубоких своих основаниях и устоях. Некрасов очень любил его и читал всегда
«со слезами в голосе». Сохранилось воспоминание, что вернувшийся из ссылки
Чернышевский, читая «Рыцаря на час», «не выдержал и разрыдался».
В обстановке спада общественного движения 1860-х
годов значительная часть радикально настроенной интеллигенции России потеряла
веру в народ. На страницах «Русского слова» одна за другой появлялись статьи,
в которых мужик обвинялся в грубости, тупости и невежестве. Чуть позднее и
Чернышевский подал голос из сибирских снегов. В «Прологе» устами Волгина он
произнес приговор «жалкой нации, нации рабов»: «Снизу доверху все сплошь рабы».
В этих условиях Некрасов приступил к работе над новым произведением,
исполненным светлой веры и доброй надежды, — поэмой «Мороз, Красный нос».
Центральное событие «Мороза...» — смерть крестьянина,
и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. В то же
время и в России, и за рубежом ее считают поэмой эпической. На первый взгляд
это парадокс, так как классическая эстетика считала зерном эпической поэмы
конфликт общенационального масштаба, воспевание великого исторического события,
имевшего влияние на судьбы нации.
Однако, сузив круг действия в поэме, Некрасов не
только не ограничил, но и укрупнил ее проблематику. Ведь событие, связанное
со смертью крестьянина, с потерей «кормильца и надежи семьи», уходит своими
корнями едва ли не в тысячелетний национальный опыт, намекает невольно на наши
многовековые потрясения. Мысль поэта развивается здесь в русле довольно
устойчивой, а в XIX веке чрезвычайно живой
литературной традиции. Семья — основа национальной жизни. Эту связь семьи и
нации глубоко чувствовали творцы нашего эпоса от Некрасова до Льва Толстого,
Салтыкова-Щедрина, Достоевского.
Крестьянская семья в поэме Некрасова — частица
всероссийского мира: мысль о Дарье естественно переходит в думу о «величавой
славянке», усопший Прок л подобен крестьянскому богатырю Микуле Селяниновичу:
Большие, с мозолями руки, Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки Лицо — и до рук борода...
«Дух народа, как и дух частного человека,
высказывается вполне в критически моменты, по которым можно безошибочно судить
не только о его силе, но и о молодости и свежести его сил», — писал В. Г.
Белинский. Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие.
Испытывая на прочность крестьянский семейный союз, показывая семью в момент
драматического потрясения ее устоев, поэт держит в памяти общенародные
испытания:
«Века
протекали!» В поэме это не простая поэтическая декларация: всем содержанием,
всем метафорическим строем произведения Некрасов выводит сиюминутные события к
вековому течению российской истории, крестьянский быт — к всенародному бытию.
Вспомним глаза плачущей Дарьи, как бы растворяющиеся в сером, пасмурном небе, с
которого пролился ненастный дождь. А потом они сравниваются с хлебным полем,
истекающим перезревшими зернами-слезами. Вспомним, что эти слезы застывают в
круглые и плотные жемчужины, сосульками повисают на ресницах, как на карнизах
окон деревенских изб:
Кругом — поглядеть нету мочи,
Равнина в алмазах блестит... У Дарьи слезами
наполнились очи —
Должно быть, их солнце слепит...
Смерть крестьянина потрясает весь космос
крестьянской жизни, приводит в движение скрытые в нем энергии, мобилизует на
борьбу с несчастьем все духовные силы. Конкретно-бытовые образы изнутри
озвучиваются песенными, былинными мотивами. «Поработав земле», Прокл оставляет
ее сиротою — и вот она под могильной лопатой отца «ложится крестами», священная
мать сыра земля. Она тоже скорбит вместе с Дарьей, вместе с чадами и домочадцами
враз осиротевшей, подрубленной под корень крестьянской семьи.
За семейной трагедией — судьба всего народа
русского. Мы видим, как ведет он себя в тягчайших испытаниях. Смертельный
нанесен удар: существование семьи кажется безысходным и обреченным. Как же
одолевает народный мир неутешное горе? Какие силы помогают ему выстоять в
трагических обстоятельствах?
В тяжелом несчастье русские люди менее всего
думают о себе. Никакого ропота и стенаний, никакого озлобления или претензий.
Горе поглощается всепобеждающим чувством сострадательной любви к ушедшему из
жизни человеку вплоть до желания воскресить его ласковым словом. Уповая на
божественную силу Слова, домочадцы вкладывают в него всю энергию самозабвенной
воскрешающей любви:
Сплесни, ненаглядный, руками, Сокольим глазком
посмотри, Тряхни шелковыми кудрями, Сахарны уста раствори!
Так же встречает беду и овдовевшая Дарья. Не о
себе она печется, но, «полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит». Даже в положении вдовы она не мыслит
себя одинокой. В своем духовном складе она несет то же свойство сострадательного
отклика на горе и беду ближнего, каким сполна обладает национальный поэт, тот
же дар высокой самоотверженной любви:
Я ли о нем не старалась?
Я ли жалела чего?
Я ему молвить боялась,
Как я любила его!
Едет он, зябнет... а я-то, печальная, Из
волокнистого льну,
Словно дорога его чужедальная,
Долгую нитку тяну.
Ей-то казалось, что нить жизни Прокла она держит
в своих добрых и бережных руках. Да вот не уберегла, не спасла. И думается ей
теперь, что нужно бы любить еще сильнее, еще самоотверженнее, так, как любила
Сына Матерь Божия. К Ней, как к последнему утешению, обращается Дарья,
отправляясь в отдаленный монастырь за чудотворной иконой. А в монастыре свое
горе: умерла молодая схимница, сестры заняты ее погребением. И казалось бы,
Дарье, придавленной собственным горем, какое дело до чужих печалей и бед? Но
нет! Такая же теплая, родственная любовь пробуждается у нее и к чужому,
«дальнему» человеку:
В личико долго глядела я: Всех ты моложе,
нарядней, милей, Ты меж сестер словно горлинка белая Промежду сизых, простых
голубей.
Когда в «Илиаде» Гомера плачет Андромаха,
потерявшая мужа Гектора, она перечисляет те беды, которые теперь ждут ее:
«Гектор! О, горе мне, бедной! О, для чего я родилась?!» Но когда в «Слове о
полку Игореве» плачет христианка Ярославна, то она не о себе думает, не
себя жалеет: она рвется к мужу исцелить «кровавые раны на жестоцем его теле».
Так же встречает беду и овдовевшая Дарья. Мечтая о свадьбе сына, она
предвкушает не свое счастье только, а счастье любимого Прокла, обращается к
умершему мужу как к живому, радуется его радостью. Сколько в ее словах
домашнего тепла и ласковой, охранительной участливости по отношению к близкому
человеку! В поэме «Мороз, Красный нос» Дарья подвергается двум испытаниям. Два
удара идут друг за другом с роковой неотвратимостью. За потерей мужа ее
настигает собственная смерть. Но все преодолевает Дарья силой духовной любви, обнимающей весь Божий мир: природу,
землю-кормилицу, хлебное поле. И умирая, она больше себя любит Прокла, детей, труд
на Божьей ниве.
Это удивительное свойство русского национального
характера народ пронес сквозь мглу суровых лихолетий от «Слова о полку
Игореве» до наших дней, от плача Ярославны до плача вологодских, костромских,
ярославских, сибирских крестьянок, героинь В. Белова, В. Распутина, В.
Астафьева, потерявших своих мужей и сыновей. В поэме «Мороз, Красный нос»
Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника
выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины
национальных потрясений. |