2 августа 1846 года Чернышевский вступает в
дерзкое соперничество с дворянскими сынками, выпускниками пансионов и гимназий,
и одерживает блестящую победу. 14 августа он зачислен на
историко-филологическое отделение философского факультета.
Вспыхнувшая в феврале 1848 года революция во
Франции определяет круг его интересов. Увлекают политические вопросы, в
дневнике появляются характерные записи: «Не уничтожения собственности и
семейства хотят социалисты, а того, чтобы эти блага, теперь привилегия
нескольких, расширились на всех!»; «Дочитал нынче утром Фурье. Теперь вижу, что
он собственно не опасен для моих христианских убеждений...».
Наконец, возникает сомнение в тождестве
социализма и христианства: «Если это откровение, — последнее откровение, да
будет оно, и что за дело до волнения душ слабых, таких, как моя... Но я не
верю, чтоб было новое, и жаль мне было бы расстаться с Иисусом Христом, который
так благ, так мил душе своею личностью, благой и любящий человечество, и так
вливает в душу мир, когда подумаешь о нем».
Чернышевский уподобляет современную цивилизацию
эпохе Рима времен упадка, когда всеми ожидался приход Мессии, Спасителя,
провозвестника новой веры. И юноша готов остаться с истиной нового учения, даже
уйти от Христа, если христианство разойдется с «последним откровением». Более
того, он чувствует в своей душе силы необъятные. Ему хочется стать самому
родоначальником учения, способного обновить мир, дать «решительно новое
направление» всему человечеству. |