В мае 1853 года Чернышевский с молодой женой
уезжает в Петербург. Здесь он получает место преподавателя словесности в
кадетском корпусе, начинает печататься в журналах — сначала в «Отечественных
записках» А. А. Краевского, а после знакомства с Н. А. Некрасовым — в
«Современнике». Еще Белинский говорил, что для практического участия в
общественной жизни разночинцу были даны «только два средства: кафедра и журнал
».
По приезде в Петербург Чернышевский работает над
диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности», в которой
выступает против «рабского преклонения перед старыми, давно пережившими себя
мнениями». Около двух лет он добивается разрешения на ее защиту:
университетские круги настораживает и пугает «дух свободного исследования и
свободной критики», заключенный в ней.
Чернышевский по-новому решает в диссертации
основной вопрос эстетики о прекрасном: «прекрасное есть жизнь», «прекрасно
то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим
понятиям». В отличие от Гегеля и его русских последователей, Чернышевский
видит источник прекрасного не в искусстве, а в жизни. Формы прекрасного не
привносятся в жизнь искусством, а существуют объективно, независимо,
в самой действительности.
Провозглашая формулу «прекрасное есть жизнь»,
Чернышевский утверждает, что существующие в жизни формы прекрасного сами по
себе нейтральны в эстетическом отношении. Они осознаются как прекрасные лишь в
свете определенных человеческих понятий. Но каков же тогда критерий
прекрасного? Может быть, верна формула, что о вкусах не спорят, может быть,
сколько людей, столько и понятий о красоте? Чернышевский показывает, что вкусы
людей далеко не произвольны, что они определены социально.
Истинные, здоровые вкусы представляют те
сословия, которые ведут трудовой образ жизни: «...у поселянина в понятии
«жизнь» всегда заключается понятие о работе: жить без работы нельзя...» А
потому «в описаниях красавицы в народных песнях не найдется ни одного признака
красоты, который не был бы выражением цветущего здоровья и равновесия сил в
организме, всегдашнего следствия жизни в довольстве при постоянной и
нешуточной, но не чрезмерной работе». И наоборот, светская «полувоздушная»
красавица кажется поселянину решительно «невзрачною», даже производит на него
неприятное впечатление, потому что он привык считать «худобу» следствием
болезненности или «горькой доли».
Диссертация Чернышевского была первым в России
манифестом демократической эстетики. Его работа, с восторгом встреченная
разночинной молодежью, вызвала раздражение у многих, выдающихся русских
писателей. Тургенев, например, назвал ее «мерзостью и наглостью неслыханной».
Это было связано с тем, что Чернышевский разрушал фундамент эстетики, на
которой было воспитано поколение культурных дворян 30—40-х годов. К тому же
труд Чернышевского не был свободен от ошибок и упрощений. Он утверждал,
например, что «произведения искусства не могут выдержать сравнения с живой
действительностью»: гораздо лучше смотреть на самое море, нежели на его
изображение, но «за недостатком лучшего, человек довольствуется худшим, за
недостатком вещи — ее суррогатом». С таким принижением роли искусства,
разумеется, не могли согласиться ни Тургенев, ни Лев Толстой.
Однако эти упрощенные суждения об искусстве,
высказанные в пылу полемического задора, не умаляют ценности эстетических
воззрений Чернышевского. Он раздвигает границы искусства: «Общеинтересное в
жизни — вот содержание искусства». Точно так же он раздвигает и границы
эстетического, распространяя его на всю действительность.
Ученая карьера Чернышевского не состоялась.
Диссертация «была положена под сукно». Да и время наступило боевое: увлекала
журнальная работа. Сначала Чернышевский вел в «Современнике» отдел критики, а
потом оставил его и обратился к вопросам экономическим и политическим, к
обоснованию теории крестьянской социалистической революции.
В середине 60-х годов он стал одним из
руководителей подпольной организации «Земля и воля». Правительство давно
следило за его действиями, искало подходящий повод для ареста. В начале июля
1862 года на границе задержали человека, который вез в Россию корреспонденцию
от А. И. Герцена из Лондона. В одном из писем Герцена охранка прочла: «Мы
готовы издавать «Современник» здесь с Чернышевским» (издание журнала было тогда
приостановлено правительством). Эти неосторожные слова стали поводом для
ареста Чернышевского. 7 июля 1862 года он был взят под следствие и заключен в
Алексеевский равелин Петропавловской крепости. |