В 1844 году в творчестве Тютчева совершается
поворот, связанный с окончательным возвращением поэта в Россию. К этому времени
завершилось становление политических взглядов писателя, изложенных в трех
замечательных статьях — «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и
римский вопрос». Политические идеи Тютчева — это реакция на европейские
революции. В России он видит великую империю, исповедницу христианской веры в
православном ее существе. Он надеется, что русская христианская кротость и
смирение излечат Россию и Западную Европу от духовного кризиса, от
анархического индивидуализма.
Революция по духу своему — враг христианства. В
ее основе лежит обожествившее себя человеческое Я. Возгордившийся,
возомнивший себя Богом, человек естественно хочет зависеть только от самого
себя и не признает другого закона, кроме собственного волеизъявления.
Человеческое Я в революции заменило собой Бога. Революция — это
возведенное в политическое и общественное право «самовластие человеческого
Я».
Тютчев одним из первых в русской литературе,
предвосхищая Толстого и Достоевского, дает оценку деяний французского
императора с религиозно-нравственных, православных позиций. «Риторика по
поводу Наполеона, — скажет он в заметках к книге «Россия и Запад», — заслонила
историческую действительность, смысл которой не поняла и поэзия. Это Центавр,
который одной половиной своего тела — Революция».
Л. Н. Толстой в «Войне и мире» судит
наполеоновскую гордыню «мыслью народной», которая в основах своих смыкается с
мыслью христианской: «Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного,
нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
В стихотворении Тютчева «Неман» (1853)
горделивые претензии французского императора также терпят крах при столкновении
с Россией и ее народом, вдохновляемым не земным, а Божьим пламенем православной
веры. Наполеон изображается здесь в момент перехода его войск через Неман и
вторжения в русские пределы:
Победно шли его полки, Знамена весело шумели, На
солнце искрились штыки, Мосты под пушками гремели — И с высоты, как некий Бог,
Казалось, он парил над ними И двигал всем и все стерег Очами чудными своими...
Лишь одного он не видал... Не видел он, воитель
дивный, Что там, на стороне противной, Стоял Другой — стоял и ждал... И
мимо проходила рать — Все грозно-боевые лица, И неизбежная Десница Клала на них
свою печать...
«Чудные очи» человека, возомнившего себя Богом,
слепы, потому что «ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а
угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие
предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая
— мощного, мгновенного орудия Провидения» (А. С. Пушкин).
Существенные перемены происходят теперь в
поэтическом творчестве Тютчева: хаос страстей постепенно умиротворяется. В
зрелых произведениях поэта намечается выход к православной вере, призванной
спасти современную эгоистическую личность от душевного опустошения и саморазрушения.
Удивительно, что логика развития творчества Тютчева предвосхищает путь духовных
исканий героев Достоевского: от сомнений, неверия, душевных метаний — к
христианскому возрождению падшего человека. Одновременно в лирике позднего
Тютчева совершаетя поэтическое открытие народной России:
Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край
родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый
взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной, Всю т/ебя, земля родная, В рабском виде Царь
Небесный Исходил, благословляя.
Россия — православно-христианская страна.
Русский народ — христианин не только в силу своих убеждений, но еще и благодаря
чему-то более задушевному, чем убеждения:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
«Умом Россию не понять», потому что русский
народ — христианин не столько по рассудку, сколько по врожденной склонности к
самоотвержению и самопожертвованию. Перемены, случившиеся в лирике поэта,
особенно очевидны при сопоставлении двух перекликающихся друг с другом
стихотворений — «Осеннего вечера» (1830) и «Есть в осени первоначальной...»
(1857). В «Осеннем вечере» природа не конкретизирована: «светлость осенних
вечеров» не представлена в живой и зримой картине. В позднем стихотворении она
приобретает яркую живописную изобразительность:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Даже время года в этом стихотворении
детализируется: не осенний вечер вообще, но «лучезарный» вечер «осени первоначальной»
.
Если в «Осеннем вечере» образ пространства не
заземлен и универсально всеобъемлющ — «туманная и тихая лазурь над сиротеющей
землею», — то в поздних стихах поэтическое зрение Тютчева становится предельно
острым. Картина осени имеет здесь чисто русскую окраску благодаря мастерски
подобранным деталям:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Наконец, сопоставляя эти стихи, нельзя не
заметить эволюции в самом душевном состоянии поэта. В «Осеннем вечере» его
чувства трагически напряженны, в них ощутим некий преизбыток неупорядоченных,
хаотических сил, готовых прорваться и разрешиться душевной катастрофой:
И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый,
холодный ветр порою...
В поздних стихах чувства поэта обретают
умиротворенность и национально-русскую окрашенность. За картиной осени
по-прежнему стоит образ склоняющейся к закату человеческой жизни. Но теперь
поэт находит в осеннем увядании особую прелесть и гармонию: отшумели тревожные
страсти, чувства стали сдержанными, просветленными, очищенными от эгоистических
желаний, полными щедрой самоотдачи:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко
еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее
поле...
Те
же перемены можно заметить и в любовной лирике поэта. Пушкинским «чудным
мгновеньем» повеяло от его послания «К. Б.» («Я встретил вас...»), положенного
на музыку и ставшего классическим русским романсом. |