Поэзия Тютчева не укладывается в определенную и
законченную эпоху развития русской литературы. Самобытным и зрелым поэтом он
стал уже в 1830-е годы, но его творчество осталось как бы незамеченным.
Открытие поэзии Тютчева состоялось позднее, в начале 1850-х годов, в статье
Некрасова «Русские второстепенные поэты».
Пророческий дар Тютчева обусловлен тем, что его
мироощущение сформировалось под мощным воздействием двух полюсов мировой
истории. Хорошо зная русскую жизнь, он глубже многих людей своего поколения был
приобщен к жизни Западной Европы, взорванной революцией 1789 года. От былого
патриархального благообразия в этой Европе не осталось и следа. Старые
общественные связи рухнули, новый миропорядок рождался мучительно, в грозных
борениях и революциях. Западная Европа в 30—40-х годах переживала переходную
ситуацию, в чем-то аналогичную той, в которой оказалась Россия второй половины XIX века, когда в ней, по словам одного из
толстовских героев, тоже «все перевернется» и только еще «начнет укладываться».
Тютчев раньше многих почувствовал, что современная христианская цивилизация
стоит накануне грандиозных исторических потрясений:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир! |