ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА (КОНСПЕКТ) Образовательным стандартом определена
необходимость для выпускника школы обладать некоторыми знаниями в области теории литературы. Эти
знания не являются сугубо теоретическими. Знания по теории литературы помогают
понять смысл изучаемых произведений, закономерность их появления в конкретную историческую
эпоху, эстетическую основу. Среди основных понятий — роды и жанры литературы.
Роды — это три группы,
в которые принято объединять все литературные художественные произведения.
Существуют эпический, лирический и драматический роды литературы (эпос, лирика, драма).
Понятие литературных
родов и видов возникало вместе с рождением самой литературы, и уже в Древней
Греции Сократ, Платон и Аристотель охарактеризовали три способа донести мысль автора до
читателя. Можно рассказывать о событии как о чем-то отдельном от автора (эпос), или
говорить от собственного лица (лирика), или представить всех изображаемых лиц
произведения действующими (драма).
Наблюдения древних
были обоснованы в XX веке теорией речевой деятельности
человека. По утверждению лингвистов (К. Бюлер), высказывание человека включает в себя
сообщение о предмете речи (репрезентацию), чувства говорящего по отношению к
тому, о чем говорится (экспрессию), и обращение говорящего к кому-либо (апелляцию). Эти три аспекта речевой
деятельности и проявляются в высказываниях
различного типа, в том числе и художественных.
При всем том, что все три аспекта речевой деятельности присутствуют во всяком выказывании, какой-то
из них доминирует. В лирическом произведении доминирует экспрессия, в драме слово
предстает как поступок героя, оно и произносится в момент развертывания деятельности, то есть доминирует
апелляция, в эпическом роде литературы
доминирует сообщение о чем-то внешнем
по отношению к говорящему.
Необходимо подчеркнуть, что деление
литературы на роды не совпадает с делением ее
на прозу и поэзию. Каждый из литературных родов включает в себя произведения, написанные как прозой, так и стихами («Евгений Онегин» А. С.
Пушкина принадлежит эпическому
роду, комедия А. С. Грибоедова — драматическому,
«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева — лирическому). Следует также иметь в виду, что абсолютно чистых признаков
рода в произведении не существует, в них присутствуют признаки всех трех родов, и это является причиной
полемики между специалистами в
определении родовой принадлежности произведения.
По каким же признакам определяется принадлежность произведения тому или иному
роду литературы?
В эпических
произведениях (эпос — древнегреческое — «слово, речь») основой является
повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, событиях их жизни, их мировосприятии, системе взглядов на жизнь. Это
рассказ о событиях, прошедших ранее
относительно момента высказывания. Автор
как будто наблюдает со стороны за изображаемыми событиями и, как правило, ведет повествование в
прошедшем времени.
Надо быть
внимательным к этому факту: если автор в ходе повествования меняет время, в котором
ведется изложение, или все произведение пишет в настоящем времени, то это
художественный
прием, призванный наполнить описываемое событие дополнительными смыслами или
оказать эмоциональное воздействие на читателя. Умение заметить это и объяснить,
с какой целью сделал это
автор, уже означает наличие умения анализировать
художественное произведение.
Эпическое произведение включает в
себя повествование, то есть рассказ о том, что произошло однажды и имело протяженность
во времени. Повествование включает в себя также описание, то есть воссоздание
посредством слов пейзажа или интерьера, в которых развивалось действие, портретов действующих
лиц, рассказ об их душевном состоянии, в эпические произведения также
входят авторские рассуждения, то есть оценки, анализ, мысли автора по поводу
изображаемых событий или действий. В эпических произведениях повествование, конечно же, включает
в себя и монологи, и диалоги действующих лиц — таким образом, в эпическое
произведение попадает
драматический элемент — художественное эпическое произведение становится сплавом повествовательной речи автора и
высказываний персонажей. В эпическом произведении может быть задействовано большое количество
персонажей, оно может вобрать в себя множество событий, действия могут
быть развернуты на большом пространстве,
протянуты во времени, однако
эпическое произведение может повествовать и о единственном герое и
единственном событии его жизни, быть узко ограниченным в пространстве и
времени. Во многом это зависит от
жанра эпического произведения — романа, повести, рассказа, басни. |