В рассказах Чехова зреет художественная мысль
писателя о неисчерпаемых возможностях человеческой природы, остающихся
невостребованными в современном мире. Художественным итогом его творчества
эпохи 80-х годов явилась повесть «Степь». Внешне это история деловой поездки:
купец Кузьмичов и священник отец Христофор едут по широкой степи в город
продавать шерсть. С ними вместе мальчик Егорушка, которого нужно определить в
гимназию. Его взрослые опекуны — деловые, скучные люди. Кузьмичову и во сне
снится шерсть, он торгует даже в сновидениях. Коммерческая тема тянется через
всю повесть. «Выпив молча стаканов шесть, Кузьмичов расчистил перед собой на
столе место, взял мешок... и потряс им. Из мешка посыпались на стол пачки
кредитных бумажек». Выросла огромная куча денег, от которой исходил «противный
запах гнилых яблок и керосина». Живые природные богатства степи изводятся в
пачки противно пахнущих купюр!
В повести нарастает конфликт между живой степью
и барышами, между природой и мертвой цифрой, извлекаемой из нее. Активна в
этом конфликте природа. Первые страницы передают тоску бездействия, тоску
застоявшихся, сдавленных сил. Много говорится о зное, о скуке. Как будто
«степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром
для мира, никем не воспетые и никому не нужные...». Песня женщины, «тихая,
тягучая и заунывная, похожая на плач», сливается с жалобой степной природы,
«что солнце выжгло ее понапрасну», «что ей страстно хочется жить».
Потом тоскливые ноты уступают место грозным и
предупреждающим. Степь копит силы, чтобы в один прекрасный день свергнуть
ненавистное иго. «Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское
тянулось по степи вместо дороги... Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор?
Непонятно и странно. Можно в самом деле подумать, что на Руси еще не перевелись
громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца... И как бы эти фигуры
были к лицу степи и дороге, если бы они существовали!»
Степь отторгает от своих просторов мелких,
суетных людей. А за степным простором встает образ «прекрасной и суровой
родины». Вероятно, и она, как природа, умеет выходить из застоя? Разражается
гроза — самоочищение, бунт степи против ига, под которым она находилась. Трепетно
переживает грозу детское сердце Егорушки: «Трах! тах! тах!» — понеслось над его
головой, упало под воз и разорвалось— «Ррра!». Глаза мальчика нечаянно
открылись, и он увидел, что «за возом шли три громадных великана с длинными
пиками. Молния блеснула на остриях их пик и очень явственно осветила их фигуры.
То были люди громадных размеров, с закрытыми лицами, поникшими головами и с
тяжелой поступью... «Дед, великаны!» —крикнул Егорушка, плача».
Так на грозовом распаде перед Егорушкой великанами
предстали русские мужики, державшие на плечах железные вилы. Между степью и
людьми из народа возникает художественная связь. Озорной и диковатый мужик Дымов,
восклицающий на весь степной простор: «Скушно мне!»—сродни природе, которая
«как будто что-то предчувствовала и томилась», сродни «оборванной и разлохмаченной
туче», имеющей «какое-то пьяное, озорническое выражение».
К жизни степи глухи Кузьмичов и отец Христофор.
Но ее тонко чувствуют люди из народа и близкое к ним детское сознание Егорушки.
Душа народа и душа ребенка столь же полны и богаты возможностями, столь лее
широки и неисчерпаемы, как и вольная степь, как и стоящая за ней Россия. В
повести торжествует чеховский оптимизм, вера в естественный ход жизни, который
приведет людей к торжеству правды, добра и красоты. Предчувствие перемен,
таинственное ожидание счастья — мотивы, которые получат развитие в творчестве
Чехова 1890-х — начала 1900-х годов. |