Как ни восхищен Тургенев поэтической мощью и
нравственной чистотой России народной, он замечает, что века крепостной неволи
отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли, быть гражданином. Эта
мысль прозвучала в повестях «Муму» и «Постоялый двор». В гражданской
незрелости народа писатель видел «трагическую судьбу племени», у него появились
сомнения в народе как творческой силе истории. С чем связан этот поворот?
С 1847 по 1850 год Тургенев жил в Париже. Он был
свидетелем трагических июньских дней французской революции 1848 года. Разгром
революционного движения рабочих буржуазией, изменившей делу революции, тяжело
подействовал на Тургенева, переживался им как глубокое потрясение. Для бывшего
рядом с Тургеневым Герцена июньские дни стали крахом буржуазных иллюзий в социализме,
привели к потере веры в перспективы западноевропейского общественного
движения. Тургенева они привели к сомнениям в народе как творце истории. Таким
творцом Тургенев отныне стал считать тонкий культурный слой русского общества.
В «Муму» значим контраст между богатырской мощью
и детской беззащитностью Герасима, символический смысл приобретает его немота.
В «Постоялом дворе» хозяйственный мужик Аким в одночасье лишается всего
состояния по капризной прихоти барыни. Подобно Герасиму, он уходит со двора,
берет в руки посох странника, «Божьего человека». На смену ему приходит цепкий
деревенский хищник Наум. Такой «протест» нисколько не мешает грубой силе и
далее творить свои неблаговидные дела.
Эти повести Тургенев создавал в драматических
обстоятельствах. В 1852 году он был арестован по обвинению в нарушении
цензурных правил при публикации статьи, посвященной памяти Гоголя. Такое
обвинение было использовано как удачный предлог. Истинной же причиной ареста
были «Записки охотника» и связи писателя с прогрессивными кругами
революционной Европы — Бакуниным, Герценом, Гервегом. Месяц Тургенев провел на
съезжей адмиралтейской части в Петербурге, а потом по высочайшему повелению
был сослан в родовое имение Спасское-Лутови-ново под строгий надзор полиции,
без права выезда за пределы Орловской губернии. В период ссылки, продолжавшейся
до конца 1853 года, Тургенев пишет цикл повестей «Два приятеля», «Затишье»,
«Переписка», в которых с разных сторон исследует психологию культурного дворянина
— «лишнего человека». Эти повести явились творческой лабораторией, в которой
вызревали мотивы первого романа «Рудин». |