Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить
другой героине — Сонечке Мармеладовой. Именно ей, а не Порфирию с его
«хе-хе-хе» решает открыть Раскольников свою страшную, мучительную тайну. Он
испытывает при этом уже знакомые нам противоречия между своими мыслями и
поступками, между головой и сердцем. Само желание открыться перед Сонечкой у
Раскольникова получает двойственную мотивировку. Сознательно он так определяет
цель своего визита к Сонечке: «Он должен был объявить ей, кто убил
Лизавету». Объявить! Этот вариант признания Раскольников рассматривает как
вызов «безропотной» героине, как попытку пробудить и в ней гордый протест и
найти союзницу по преступлению.
Но что-то сопротивляется в душе героя такой
«вызывающей» форме признания, он тут же отталкивается от принятого решения,
«точно отмахиваясь от него руками: «Надо ли сказывать, кто убил Лизавету?» И
вдруг волной подхватывает героя другое, странное, необъяснимое чувство, «что не
только нельзя не сказать, но даже и отдалить эту минуту... невозможно. Он еще
не знал, почему невозможно». Но мы-то уже знаем почему. В его душе нарастает
желание признаться по иным, не совсем ясным, подсознательным мотивам:
Раскольников больше не может держать в себе мучительное чувство преступности.
В первый момент встречи он еще искушает Сонечку.
Но Достоевский подмечает «выделанно-нахальный» и «бессильно-вызывающий» тон
искушения. Герой уже не может осуществить задуманный им «вызывающий» вариант
признания: «Он хотел улыбнуться, но что-то бессильное и недоконченное
сказалось в его бледной улыбке».
В лице Сони Раскольников встречает человека,
который пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и
беспомощную «дрожащую тварь»: «Он вдруг поднял голову и пристально поглядел на
нее; но он встретил на себе беспокбйный и до муки заботливый взгляд ее; тут
была любовь; ненависть его исчезла, как призрак». «Натура» требует от героя,
чтобы он поделился с Сонечкой страданиями от преступности своей, а не
вызывающей манифестацией ее. К этому зовет Раскольникова христиански
сострадательная Сонечкина любовь. И вот вместо того чтобы сыграть роль
демона-искусителя, он обернул к ней «мертвенно-бледное лицо» несчастного
страдальца. Дьявольское уступило место христианскому, человеческому. «Нет, нет
тебя несчастнее никого теперь в целом свете! — воскликнула она, как в
исступлении, не слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в
истерике. Давно уже незнакомое чувство волной хлынуло в его душу и разом
размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и
повисли на ресницах».
Эпизод такого признания перекликается в душе
Раскольникова с эпизодом убийства Лизаветы. Сострадательное существо героя
чувствует, какую тяжесть обрушивает он своей страшной правдой на чуткую,
ранимую натуру героини. Даже слабый жест защиты Сонечки пронзительно напоминает
Раскольникову жест Лизаветы в момент, когда топор был поднят над ее лицом: «Она
только чуть-чуть приподняла свою свободную левую руку, далеко не до лица, и
медленно протянула ее к нему вперед, как бы отстраняя его».
В письме М. Н. Каткову, в журнале которого
(«Русский вестник») печатался роман, Достоевский писал, что Раскольников
предпочел «хоть погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям: чувство
разомкнутости и разъединенности с человечеством... замучило его». Именно
желание примкнуть к людям, глотнуть живой воды из чистого духовного источника
заставило Раскольникова послушать Сонечку: «Нет, — мне не слез ее надобно
было... Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека посмотреть!»
Тоска по человеку заставляет Раскольникова принять от Сонечки «простонародный
крестик».
Простонародность тут не случайно подчеркнута Достоевским.
Путь обновления героя — это путь признания народной веры, которую исповедует
Сонечка. В своем бунте герой преступен перед христианскими законами, которые
живы в народе. Судить Раскольникова по совести может только Сонечка
Мармеладова, и суд ее будет глубоко отличаться от суда Порфирия. Это суд
любовью, состраданием и человеческой чуткостью — тем высшим светом, который
удерживает человечность даже во тьме бытия униженных и оскорбленных людей.
Сила Сонечки заключается не только в
сострадательной любви к Раскольникову. Любовь сама по себе слишком слаба, чтобы
исцелить героя от поразившей его болезни. Кроме любви к Раскольникову, в душе
Сони есть держава, которая спасает ее от соскальзывания в пучину предлагаемого
Раскольниковым искушения и бунта. Эта держава, этот спасительный якорь —
христианская вера героини. Только любовь, одухотворяемая такой верой, помогает
ей устоять и увлечь Раскольникова к спасению, к воскрешению того доброго и
вечного, что томилось и страдало в нем самом под властью «духа, наделенного
злым умом и злою волей». С образом Сонечки связана вера Достоевского в то, что
мир спасет христианская истина, в свете которой только и может произойти
единение между людьми, и что истину эту нужно искать не в обществе «сильных
мира сего», а в глубинах народной России.
Судьба Сонечки полностью опровергает близорукий
взгляд Раскольникова-теоретика на окружающую жизнь. Перед ним отнюдь не
«дрожащая тварь» и далеко не смиренная жертва обстоятельств. Вспомним, как
отвечает она на богохульство Раскольникова: «Молчите! Не спрашивайте! Вы не
стоите!..» — вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него... «Тут сам
станешь юродивым! Заразительно!»— подумал он». Именно потому и не липнет к
Сонечке Мармеладовой «грязь обстановки убогой». В условиях, казалось бы,
совершенно исключающих добро и человечность, героиня находит свет и выход,
достойный нравственного существа человека и не имеющий ничего общего с
индивидуалистическим бунтом Раскольникова.
Герой глубоко заблуждается, пытаясь отождествить
свое преступление с подвижническим самоотречением Сонечки: «Ты тоже
переступила, ты загубила жизнь свою». Есть качественное различие между его
преступлением и самопожертвованием во имя сострадательной любви к ближним.
«Ведь справедливее, — восклицает Раскольников, — тысячу раз справедливее и
разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» — «А с ними-то что
будет?» — слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем
как бы вовсе и не удивившись его предположению... И тут только понял он
вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая
Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканьем об стену головою».
Самоотверженность Сони далека от смирения, она
имеет социально активный характер, она вся направлена на спасение погибающих.
Да и в христианской вере героини на первом плане стоит не обрядовая сторона, а
практическая, действенная забота о ближних. Ортодоксальные ревнители церкви
обращали внимание на необычный характер ее религиозных убеждений: «Заметим еще
одну подробность, — писал К. Леонтьев, — эта молодая девушка как-то молебнов не
служит, духовников и монахов для совета не ищет, к чудотворным иконам и мощам
не прикладывается». Достоевский в лице Сони изображает народное православие,
близко к сердцу принимающее христианский завет: «Вера без дела мертва». |