Какую программу обновления России примут молодые
силы и как приступят к освобождению крестьян? Эти вопросы волновали Тургенева
давно. «Я собирался писать «Ру-дина», — вспоминал он, — но та задача, которую я
потом постарался выполнить в «Накануне», изредка возникала передо мною. Фигура
главной героини Елены, тогда еще нового типа в русской жизни, довольно ясно
обрисовывалась в моем воображении; но недоставало героя, такого лица,
которому Елена, при ее еще смутном, хотя и сильном стремлении к свободе, могла
предаться».
В те же годы сосед Тургенева Василий Каратеев,
отправляясь в Крым в качестве офицера дворянского ополчения, оставил писателю
в полное распоряжение рукопись автобиографической повести. Главным ее героем
был молодой болгарский революционер Николай Димитров Катранов. В 1848 году в
составе группы болгарских юношей он приехал в Россию и поступил на
историко-филологический факультет Московского университета. Начавшаяся в 1853
году русско-турецкая война всколыхнула революционные настроения балканских
славян, боровшихся за освобождение от многовекового турецкого ига. В начале
1853 года Катранов с русской женой Ларисой уехал на родину в болгарский город
Свиштов. Но внезапная вспышка скоротечной чахотки спутала все планы. Пришлось
ехать на лечение в Венецию, где он простудился и скончался 5 мая 1853 года.
Вплоть до 1859 года рукопись Каратеева пролежала
без движения, хотя, познакомившись с ней, Тургенев воскликнул: «Вот герой, которого я искал!» Почему же
Тургенев обратился к сюжету в 1859 году, когда и в России герои нового типа
появились? Почему в качестве образца для
русских «новых людей» он предложил болгарина Инсарова? Что, наконец, не
устроило Тургенева в добролюбовской интерпретации романа «Накануне»,
опубликованного в январском номере журнала «Русский вестник» за 1860 год?
Добролюбов, посвятивший роману
статью «Когда же придет настоящий
день?», отметил четкую расстановку в нем главных действующих лиц. Центральная
героиня романа Елена Стахова стоит перед выбором. На место ее избранника
претендуют молодой ученый Берсенев, будущий художник Шубин, преуспевающий
государственный чиновник Курнатовский и болгарский революционер Инсаров. Елена
олицетворяет молодую Россию накануне общественных перемен. Кто нужнее ей
сейчас: люди науки, искусства, государственной службы или гражданского
подвига? Выбор Еленой Инсарова дает ответ на этот вопрос.
Современников Тургенева из стана революционной
демократии озадачивал финал романа: неопределенный ответ Увара Ивановича на
вопрос Шубина, будут ли у нас, в России, люди, подобные Инсарову. Какие
загадки могли быть на этот счет, когда «новые люди» пришли и заняли ключевые
посты в журнале «Современник»? Очевидно, Тургенев мечтал о приходе иных «новых
людей». Он действительно вынашивал мысль о союзе всех антикрепостнических сил
и о примирении партий на основе общей и широкой общенациональной идеи. В
«Накануне» Инсаров говорит: «Заметьте: последний мужик, последний нищий в
Болгарии и я — мы желаем одного и того же. У всех у нас одна цель. Поймите,
какую это дает уверенность и крепость! »
Но в жизни случилось другое. Добролюбов
решительно противопоставил задачи «русских Инсаровых» той программе
общенационального единения, которую провозглашает тургеневский герой. Русские
Инсаровы борются не с внешним врагом, а с «внутренними турками», в число которых
Добролюбов включает не только консерваторов, противников реформ, но и близких
Тургеневу по духу либералов. Статья Добролюбова без промаха бьет в святая
святых убеждений Тургенева. Познакомившись с ней до публикации, Тургенев
умоляет Некрасова не печатать ее. Когда же статья была все-таки напечатана, он
покидает «Современник» навсегда. |