К работе над романом Тургенев приступил в 1855
году, сразу же после неудач Крымской войны, в обстановке назревавшего
общественного подъема. Главный герой романа — это человек тургеневского
поколения, который получил философское образование за границей, в Берлинском
университете. Что может сделать культурный дворянин в новых условиях, когда
перед обществом встали конкретные практические вопросы? Сначала роман
назывался «Гениальная натура». Под «гениальностью» Тургенев понимал
способность убеждать и просвещать людей, ум и широкую образованность, а под
«натурой» — твердость воли, чутье к насущным потребностям общественной жизни и
способность претворять слово в дело. По мере работы над романом это заглавие
перестало удовлетворять писателя. Оказалось, что применительно к Рудину оно
звучит иронически: «гениальность» в нем была, но «натура» оказалась слабой, был
талант будить умы и сердца людей, но не хватало силы воли, вкуса к
практическому делу.
Противоречивый характер героя Тургенев подвергает
главному испытанию — любовью. Полные энтузиазма речи Рудина юная Наталья
принимает за его дела. В ее глазах Рудин — человек подвига, за которым она
готова идти безоглядно на любые жертвы. Но Наталья ошибается: годы
отвлеченного философствования иссушили в Рудине живые источники сердца и души.
Еще не отзвучали удаляющиеся шаги Натальи, объяснившейся в любви к Рудину,
как герой предается размышлениям: «...я счастлив, — произнес он вполголоса. —
Да, я счастлив, — повторил он, как бы желая убедить самого себя». Перевес ума
над сердцем очевиден в этой сцене.
Есть в романе резкий контраст между утром жизни
юной Натальи и безотрадным утром у пересохшего Авдю-хина пруда Дмитрия Рудина.
Молодому, светлому чувству Натальи отвечает жизнеутверждающая природа: «По ясному
небу плавно неслись, не закрывая солнца, низкие дымчатые тучи и по временам
роняли на поля обильные потоки внезапного и мгновенного ливня». Совсем другое,
невеселое утро переживает Рудин в период решительного объяснения с Натальей:
«Сплошные тучи молочного цвета покрывали все небо; ветер быстро гнал их, свистя
и взвизгивая». Первое препятствие, возникшее на его пути, — отказ Дарьи
Михайловны выдать дочь за бедного человека — приводит Рудина в полное
замешательство. В ответ на любовный порыв Натальи он говорит упавшим голосом:
«Надо покориться». Герой не выдерживает испытания любовью, обнаруживая свою
человеческую слабость.
Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848 года.
Верный своей «гениальности» без «натуры», он появляется здесь тогда, когда
восстание национальных мастерских уже подавлено. Русский Дон Кихот поднимается
на баррикаду с красным знаменем в одной руке и с кривой и тупой саблей в
другой. Сраженный пулей, он падает замертво, а отступающие рабочие принимают
его за поляка.
Один из героев романа говорит: «Несчастье Рудина
состоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия
без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись.
Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится!
Космополитизм — чепуха, космополит — нуль, хуже нуля; вне народности ни
художества, ни истины, ни жизни, ничего нет».
И тем не менее жизнь Рудина
не бесплодна. Он способен волновать и зажигать словом молодые сердца. Восторженные
речи его жадно ловит молодой учитель Басистое. Да и гибелью своей, несмотря на
видимую ее бессмысленность, Рудин отстаивает ценность вечного поиска истины,
высоту героического порыва. |