Они непосредственно связаны с историческими
идеалами писателя. Поэтическая сатира Толстого направлена, с одной стороны, на
демократическое движение 1860-х годов с его «нигилистическим» уклоном, а с
другой — на русскую правящую бюрократию. В «Сне Попова» поэт создает
обобщенный образ правящего министра-бюрократа, маскирующего свои деспотические
замашки либеральной фразеологией. В «Истории государства Российского от Гостомысла
до Тимашева» представлена сатирическая портретная галерея русских монархов.
Толстой тонко пародирует в ней верноподданнический пафос и лакировку исторического
прошлого в трудах официальных историков. Примечательно, что сатира Толстого
появилась в списках одновременно с «Историей одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.
В балладе «Порой веселой мая» сатирический
эффект возникает из столкновения фольклорного миросозерцания со злобой дня: два
лада (жених и невеста) — один в «мурмолке червленой», другая в «венце
наборном» — беседуют о нигилистах. Совершается «выпадение из былинного тона»,
начинается игра анахронизмами, смешением времен. «Российская коммуна, прими мой
первый опыт!» — восклицает Толстой в финале этой баллады. Нашествие материализма
и утилитаризма на Русскую землю было пророчески предсказано им в 1871 году:
В одном согласны все лишь:
Коль у других именье
Отымешь и разделишь,
Начнется вожделенье.
Особое место в сатирическом творчестве писателя
занимает Козьма Прутков — коллективный псевдоним А. К. Толстого и его
двоюродных братьев Алексея Михайловича и Владимира Михайловича Жемчужниковых,
выступавших со стихами, баснями, афоризмами, комедиями, литературными
пародиями, написанными от лица поэта-чиновника, самодовольного и тупого,
добродушного и благонамеренного, который судит обо всем на свете с
казенно-бюрократической точки зрения. Впервые имя Козьмы Пруткова появилось в
юмористическом приложении к некрасовскому журналу «Современник» под названием
«Литературный ералаш» в 1854 году. В «Досугах Козьмы Пруткова»,
опубликованных здесь, пародировалась самодовольная пошлость, мнимое величие
человека с «усеченным» бюрократическим миросозерцанием. Литературные друзья и
собратья пародировали эпигонский романтизм популярного в те годы поэта
Бенедиктова («Аквилон»), издевались над сторонниками «чистого искусства»
(«Философ в бане»), над современной лженаукой («Предисловие к «Гисторическим
материалам...»), спорили со славянофилами («Разница вкусов»). Произведения
Козьмы Пруткова печатались в 1859—1863 годах в «Искре», «Современнике»,
«Развлечении». Друзья придумали и опубликовали вымышленный портрет Козьмы Пруткова. А в 1863 году, решив
расстаться с этой литературной забавой, они напечатали в «Современнике»
«Краткий некролог», извещая о смерти знаменитого автора басен и афоризмов. |