Савелий, богатырь святорусский
От главы к главе нарастает в поэме мотив
народного богатырства, пока не разрешается в «Крестьянке» появлением Савелия,
богатыря святорусского, костромского крестьянина, выросшего в глухом лесном
краю у Корёги-реки. Название «корежский край» привлекало Некрасова как символ
трудовой выносливости и неизбывной физической силы народа-богатыря: «корежить»,
«гнуть», «ломать». Даже внешний вид Савелия олицетворяет могучую лесную стихию:
«Дед на медведя смахивал, / Особенно как из лесу, / Согнувшись, выходил». Этот
мужик-богатырь, когда лопнуло терпение односельцев, долго сносивших самодурство
немца-управляющего, произнес свое бунтарское слово «Наддай!»: «Под слово люди
русские работают дружней». Столкнув ненавистного Фогеля в яму, мужики-землекопы
так «наддали», что в секунду сровняли яму с землей.
Савелий — первый в поэме стихийный народный бунтарь
со своей крестьянской философией: «Недстерпеть — пропасть, перетерпеть —
пропасть». Он познал и острог в Буй-городе, и сибирскую каторгу. Но когда его
называют «клейменым, каторжным», Савелий отвечает весело: «Клейменый, да не
раб!..» В самом терпении народном он видит воплощение русского богатырства.
Однако грозная сила Савелия не лишена противоречий. Не случайно и сравнивается
он в поэме не с христианином Ильею Муромцем, а с язычником Святогором — самым
сильным, но и самым неподвижным богатырем былинного эпоса. А Матрена
Тимофеевна в ответ на похвальбу Савелия богатырством замечает иронически: «Ты
шутишь шутки, дедушка! Такого-то богатыря могучего, чай, мыши заедят!»
Трагедия, случившаяся с Савелием, не уследившим
любимого внука Демушку, смягчает сердце богатыря. Смерть мальчика он
воспринимает как наказание за прошлый грех убийства. Из бунтаря он превращается
в религиозного подвижника, уходящего на покаяние в Песочный монастырь. Но и
подвижничество Савелия отмечено резким переходом от стихийного бунтарства к
безграничному долготерпению и смирению, в том числе и с тяжким грехом
крепостничества: «Терпи, многокручинная! / Терпи, многострадальная! / Нам
правды не найти».
Матрена Тимофеевна по мужеству и жизнестойкости
ровня Савелию-богатырю. Но в ее характере явное преимущество. В отличие от
Савелия она не терпит: она действует, ищет и находит выход из самых
драматических ситуаций и с гордостью говорит о себе: «Я потупленную голову, /
Сердце гневное ношу!..» Деятельный характер Матрены Тимофеевны отнюдь не
противоречит ее религиозности. Вспомним, как в трудную минуту жизни,
отправляясь в губернский город спасать мужа от рекрутчины, она молится в
зимнем поле, обращаясь к Матери Божией, Владычице и Заступнице народной,
«касаясь снежной скатерти горящей головой».
Подобно Достоевскому и другим классикам русской
литературы, Некрасов спорит с тем «мироотречным» уклоном, который проявлялся
и у служителей русской Церкви, и
в народной среде. Став религиозным подвижником, Савелий готов отвернуться от
грешной земли как юдоли плача и страданий и проповедовать полное смирение со
злом мира сего. Некрасов в поэме утвержает другие, активные формы
противостояния злу, вплоть до пресечения его. Говоря о врагах, которым нужно
прощать все, Христос ведь имел в виду личных врагов человека, но отнюдь
не врагов Божиих. В легенде «О двух великих грешниках» из «Пира на весь мир»
поэт зримо очертил те границы, которые позволяют христианину бороться со злом
силою. -
Пан Глуховский — извращенная человеческая душа,
прельщенная всеми греховными соблазнами. Это одержимый сластолюбием погубитель
и растлитель. Схимник и труд ник Кудеяр, не теряя надежды на его спасение, в поучение
ему рассказывает историю своей жизни, своего покаяния и возврата на Христовы
пути. Но когда в ответ слышится сатанинский хохот растлителя и циничная похвальба,
попирающая все святое, — /Чудо с отшельником сталося: / Бешеный гнев ощутил, /
Бросился к пану Глу-ховскому, / Нож ему в сердце вонзил!» А вслед за этим падает
дерево, которое по обету подтачивал ножом монах: «Рухнуло древо, скатилося / С
инока бремя грехов!.. / Слава Творцу вездесущему / Днесь и во веки веков!»
«Чудо с отшельником сталося» потому, что в душе своей он ощутил не
личную обиду, а Божий гнев не за себя, не за личное оскорбление, а
за хулу на святыню, за издевательство над Богом и ближними.
Христианину Савелию, проповедующему пассивное непротивление
и смирение с царящим в мире злом, противостоит в поэме христианка Матрена
Тимофеевна, глубоко убежденная в том, что «вера без дела мертва», что цель и
призвание христианина на земле — активное добро, отстаивание достоинства тех,
кто страдает от незаслуженных обид и унижений. При этом Матрена менее всего
думает о себе, целиком отдаваясь праведному труду, семье, заступничеству за
пострадавших и оскорбленных.
Так постепенно, по мере
смены событий и героев, в поэме складывается, вызревает образ иного
«счастливца», чем тот, которого ищут странники. Таким счастливцем окажется
борец за высшую правду, за духовные святыни, за народные интересы. От Якима
Нагого — к Ермилу Ги-рину, от Ермила — к Савелию и далее к Матрене — по нарастающей
— созревают предпосылки к появлению яркой индивидуальности, ищущей счастье не в
том направлении, не на тех путях, на которые вступили поначалу
мужики-правдоискатели . |