Это произведение — шедевр и вершина зрелого
творчества Лескова. Действие хроники протекает в вымышленном провинциальном
Старгороде, главными ее героями оказываются люди из духовенства. Мир
старгородской поповки представлен Лесковым как Россия в миниатюре. Захарий
Бенефактов — священник, олицетворяющий православие историческое с его кротостью
и смирением, с его отрешенностью от грешной земли. Дьякон Ахилла Десницын —
это стихия народная, бурная, неуемная, еще не вошедшая в ровные жизненные
берега. Наконец, протопоп Савелий Ту-берозов — носитель близкого Лескову
воинствующего православия. Он устремлен к одухотворению земного мира, исполнен
христианской воли, энергии и силы. Есть в характере отца Савелия что-то от
непокорного протопопа Аввакума. В глазах Лескова это идеал совершенного христианина,
в котором достигнуто единство ума и сердца, духа и плоти, а все разнообразие
человеческих эмоций одухотворено изнутри верующим разумом.
На глазах у протопопа вырастает поколение «без
идеала, без веры, без почтения к деяниям предков великих». А люди
просвещенные, призванные душой болеть за Отечество, относятся к этому с
каким-то преступным попустительством. Его заступничество за бедное сельское
духовенство консисторские чиновники обращают в шутку. Его проповеди в защиту
нравственного достоинства малых и слабых местные чиновники квалифицируют как
бунт.
Тогда непокорный протопоп решает, вопреки воле
начальства, выступить в храме с обличительной речью «в духе крепком, в
дыхании бурном... чтобы сами гасильники загорелись». Он верит в духоносную силу
слова, вышедшего из уст верующего человека. Готовясь к этой проповеди, Савелий
укрепляет свой дух, обращаясь к древним легендам о русских праведниках. Он
верит в чудесную силу этих легенд, сравнивает их с живоносными источниками: «Живите,
государи мои, люди русские, в ладу со своею старою сказкой».
Громовой проповедью протопопа под сводами
старго-родского храма завершается жизнь праведника и открывается его житие.
Отца Савелия насильственно увозят в губернский город, заключают в монастырскую
тюрьму. Тяжкие и горькие мытарства проходит герой Лескова, прежде чем получает
освобождение без права церковной службы. Но и в предсмертной исповеди отец
Савелий остается несломленным воином. Покидая этот мир, он говорит о своих
недругах: «Как христианин, я прощаю им мое перед всеми поругание, но то, что,
букву мертвую блюдя, они здесь^ живое дело губят, ту скорбь я к престолу
Владыки царей положу и сам в том свидетелем стану...»
Ахилла Десницын — это герой, олицетворяющий
крещеную православную Русь в ее трудном духовном восхождении к свету
Христовой истины. В самом начале хроники Ахилла — воплощение младенческой, еще
не укрощенной духоносным разумом стихийной силы и мощи. «Дитя великовозрастное,
— говорит о нем с улыбкой отец Савелий. — Не осуждай его... тяжело ему сонную
дрему весть, когда в нем одном тысяча жизней горит». Эмоции в душе этого богатыря
преобладают над разумом, он не способен к отвлеченному мышлению и не в
состоянии овладеть премудростями богословской науки.
Богатые возможности русского народа еще не
получили, по Лескову, должного оформления и организации, а потому он все
принимает «горячо и с аффектацией, с пересолом». Легковерие героя, основанное
на эмоциональной возбудимости, приводит к тому, что он слепо поддается чужим
влияниям. Вернувшись из Питера, Ахилла обрушивает на отца Савелия целый поток
«откровений»: «Что ж делать? Я ведь, голубчик, и сам этому не рад, но против
хвакта не попрешь». — «Что за «хвакт» еще? Что за факты ты открыл? — «Да это,
отец Савелий... Зачем вас смущать? Вы себе... веруйте в своей простоте, как и
прежде сего веровали... А там я с литератами, знаешь, сел, полчаса посидел, ну
и вижу, что религия, как она есть, так ее и нет...»
Только присутствие рядом человека огромной
духовной силы, подвигнувшей маловера на покаянную молитву, спасает Ахиллу от
далеко идущего соблазна. Под влиянием протопопа совершается святая работа, и
немудрый Ахилла становится мудр. Он еще сомневается в силе проснувшегося в нем
разума, жалуясь протопопу, что в рассуждениях сбивчив, и слышит в ответ: «На
сердце свое надейся, оно у тебя бьется верно». И отец Савелий помогает Ахилле
ввести разум в сердце, одухотворить и очеловечить сердечный инстинкт. |