Спор Достоевского с современными социалистами,
мечтающими обновить мир революционным насилием, продолжается в романе «Бесы».
Первотолчком к его созданию явилось нашумевшее в конце 1860-х годов «нечаевское
дело». Сначала Достоевский хотел написать роман-памфлет на злобу дня,
обличающий революционную «бесовщину». Но в процессе работы замысел углублялся,
приобретал философский смысл. Достоевский показал катастрофические последствия
революционного отрицания, основанного на неверии в духовную природу человека.
Социалистическая идея равенства и братства, не освященная верой в Бога и
бессмертие, неизбежно вырождается в страшный деспотизм. Его идеологом является
в романе «социалист» Ши-галев: «У него каждый член общества смотрит один за другим
и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны.
В крайних случаях клевета и убийство, а главное — равенство. Первым делом
понижается уровень образования, наук и талантов... Не надо высших
способностей!.. Их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику
выкалывают глаза, Шекспир побивается каменьями — вот шигалевщина! Рабы должны
быть равны: без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде
должно быть равенство, и вот шигалевщина!.. Мы уморим желание: мы пустим пьянство,
сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в
младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство... Необходимо лишь
необходимое— вот девиз земного шара отселе». |